Остров принял, но остался загадкой. Студенты из Санкт-Петербурга, Москвы и Воронежа на практике в Кижах @kizhi
Пятый год на базе музея реализуется проект «Летний университет на о. Кижи», автором и научным руководителем которого является Людмила Васильевна Шилова, зам. директора по музейно-образовательной деятельности. Особенностью нынешнего сезона является расширение географии участников Летнего университета, вышедшего на всероссийский уровень. По результатам Всероссийского конкурса проектов 2007 года наряду со студентами из Петрозаводска уникальную возможность пожить неделю на заповедном острове получили студенты Санкт-Петербурга, Москвы и Воронежа.
Большинство из представителей трех российских городов посетили Карелию и остров впервые и знали его только по красивым фотографиям, но были и те, кто до летней практики не ведал о существовании острова с многочисленными памятниками деревянной архитектуры. Тем сложнее и интереснее стояла задача перед музейными сотрудниками – показать для городских и столичных ребят всю полноту жизни островного музея, познакомить с богатейшей заонежской культурой.
Программа каждой сессии, разработанная исходя из методики погружения в культуру и учитывавшая цели и задачи каждого проекта, была очень насыщенной – экскурсии, музейные занятия, лекции, деловые игры, встречи, мастер-классы, практическая работа. Студентам хотелось как можно больше увидеть, узнать, сделать. Усталость, по их словам, компенсировалась красотой памятников и окружающей природы, общением с интересными людьми и друг с другом. Живя в естественной историко-культурной среде острова, участники Летнего университета познакомились не только с памятниками культовой и гражданской архитектуры, но и с многообразием этнографических предметов, представленных в экспозициях и хранимых в фондах, многогранным заонежским фольклором, разными направлениями деятельности островного музея.
Всем участникам представилась возможность побывать на колокольне Кижского архитектурного ансамбля, с которой им открылась панорама острова. Незабываемые впечатления вызвало посещение деревенской бани, оказавшейся для некоторых особой экзотикой. Кому-то посчастливилось выковать кижский гвоздь, кто-то плел пояса, а кто-то имел возможность «пощеголять» по острову в народных костюмах и принять участие в жатве. Пребывание на острове, практическое знакомство с памятниками деревянной архитектуры мирового значения и музейными коллекциями, «рукотворчество» под непосредственным воздействием историко-культурной и природной среды острова создали условия для активной творческой работы студентов. Каждая группа, реализуя свой собственный проект, в течение 6 дней в разное время одну за другой открывали двери в удивительный и незнакомый мир Кижей.
Первыми остров открыли для себя студентки факультета философии человека Российского государственного университета им. А.И.Герцена (г. Санкт-Петербург), вместе со своими преподавателями Л. Дмитриевой и С. Корниловой. Группа, в которой были одни девчонки, приехала реализовывать проект «Энциклопедия культуры Заонежья». Его цель – создание виртуальной энциклопедии, освещающей историю, культуру, быт, природу Русского Севера. За время сессии в ходе многочисленных экскурсий, занятий в экспозициях и фондах, индивидуальных консультаций с сотрудниками музея, самостоятельной работы с литературой девушки собрали обширный материал по истории, культуре, нематериальному и природному наследию Кижей. Молодым исследователям из РГПУ им. А.И.Герцена более всех посчастливилось встретиться и тесно пообщаться со многими сотрудниками музея. Будущие культурологи получили возможность изнутри увидеть механизм деятельности музея как учреждения культуры, заглянуть в музейное «закулисье». Особенно девчонок поразило, и было тем более приятно, что сотрудники музея принимали их не как туристов и гостей, а как коллег, разговаривали с ними на равных. Большое значение для девушек имели «кижские посиделки» за чаем с местной жительницей Марией Петровной Степановой и беседы о литературе, театре и, конечно же, о музее с Борисом Александровичем Гущиным. Важным событием в духовной жизни студентов стали две встречи с настоятелем Спасо-Кижского Патриаршего Подворья отцом Николаем Озолиным, который, по словам студентов, «открыл простые вещи, которые очень важны, в частности любовь друг к другу». Итогом сессии стала Первая студенческая отчетная конференция на о. Кижи, на которой состоялась презентация «Энциклопедии Заонежья» и всех ее разделов, а также студентки выступили с докладами по выбранным для научного исследования темам. Свою работу участники продолжат в Санкт-Петербурге с началом учебного года. Весь накопленный материал будет обработан и добавлен в энциклопедию, а также, планируется издание научных статей, написанных студентами на материале практики, в студенческом сборнике «Большая Петербургия».
С 12 по 18 июля с островом знакомились студенты факультета «Дизайн» Московского института электроники и математики. Для тринадцати студентов и трех преподавателей практика в Кижах – первый этап реализации проекта «Кижи в Москве. Остров в сердце столицы». Если девчонки из Санкт-Петербурга знакомились с островом и музеем через общение с сотрудниками, то молодые художники-дизайнеры имели возможность изучать культурную и природную среду острова, работая на пленэре, при разном освещении, в разных погодных условиях, созерцая и воспроизводя на своих полотнах окружающий их кижский мир. По словам руководителя практики и автора проекта Н. Селиверстовой, они превзошли ожидания и приятно удивили педагогов. За время сессии студентами было создано более 100 графических и живописных работ, огромное количество фотографий, в которых в художественной форме отразилось их восприятие историко-культурного и природного наследия Кижей и жизни островного музея. Работы получились гармоничными, теплыми, в чем могли убедиться посетители отчетной выставки, подготовленной в доме-памятнике Ананьева, в здании Летней музейно-этнографической школы. Следующий этап их работы – выставка в Музее декоративно-прикладного искусства в г. Москве. Изюминкой программы сессии стала экскурсия по Кижскому ожерелью, во время которой ребята увидели остров со всех сторон, познакомились с его окрестностями и получили целостное представление о Кижской земле.
Надолго запомнится жителям острова пребывание в Летнем университете группы из Воронежа (5 – 10 августа). Участниками проекта «Педагогический театр» стали студенты и молодые специалисты – члены и методисты педагогических отрядов клуба исторического погружения «КИПа» и «Центра игровых технологий». Три вечера подряд окрестности д. Ямка на о. Кижи оглашались детским смехом, песнями, голосами оживших кукол. Участники проекта отрабатывали на местном материале новую форму работы с детьми – педагогический театр, задача которой познакомить ребят с историей и культурой Карелии через сказку, игру, интересные творческие задания. На суд посетителей театральных вечеров было представлено три спектакля, в основу которых легли карельские сказки и эпос «Калевала». Через игру и сказку, стихи и песни выразили свое восприятие острова воронежцы, убедившись, что «надо жить, творя».
Чему же научил, чем впечатлил остров молодых россиян? О чем расскажут они по возвращении домой?
В своих анкетах первого дня и листках ожиданий участники писали, что Кижи для них – это остров-сказка, остров-мечта, что-то далекое, незнакомое, загадочное. Тем интереснее было наблюдать, как чужой остров становится для них, приехавших из дальних краев, своим, родным и близким.