Хранители живой истории @kizhi
В этом многообразном ряду музей-заповедник «Кижи» занимает достойное место, являясь полноправным членом такого крупного образования, как Союз музеев России, а с 2006 года — коллективным членом ICOM. Главный памятник — Кижский архитектурный ансамбль — входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Образованный в 1966 году, музей «Кижи» имеет богатую историю и сложившиеся традиции. В музее-заповеднике 258 постоянных сотрудников, 36 из них пришли на работу в музей в период с 18 мая 2006 г. по 18 мая 2007 г. Армия сотрудников значительно пополняется во время летнего сезона экскурсоводами, смотрителями, продавцами сувенирного магазина и др. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию разговор с сотрудниками музея самых разных специальностей, с теми, кто пришел на работу в музей совсем недавно и кто стоял у его истоков.
— Вы недавно работаете в музее. Что определило Ваш выбор?
- Маргарита ЦЫВАКИНА, ведущий инженер отдела информационных и компьютерных технологий:
- — Еще до прихода в музей на работу у меня был небольшой опыт общения с его сотрудниками: мой старший сын принимал участие в конкурсе «Кижи — мастерская детства», представлял свои работы из глины и стал победителем. Побывав вместе с ним на детском празднике на острове Кижи, я еще больше заинтересовалась работой музея. Мне понравилось общение с креативными, увлеченными своей работой людьми. Захотелось работать в этом сплоченном творческом коллективе. Получив предложение работать в музее, я его с радостью приняла. Проработав почти год в отделе информационных и компьютерных технологий я убедилась, что не ошиблась в своем выборе: работа действительно интересная и разнообразная. Учитывая специфику моей работы, я общаюсь со всеми отделами музея и могу с уверенностью сказать, что работа в музее «Кижи» приносит радость и удовольствие.
- Татьяна КОВАЛЬЧУК, начальник отдела организации музейных праздников и массовых мероприятий:
- — Когда я заканчивала учебу в ПетрГУ, я не знала, где хочу работать, но чтобы работа соответствовала моему образованию и была интересной. В музей мне было приятно идти, так как я уже четыре года проработала на острове Кижи внештатным экскурсоводом, я была знакома с деятельностью организации, со многими сотрудниками. Всегда легче начинать работать в привычном коллективе. С самого начала для меня это было радостью: устроилась на работу, при этом еще не понимая четко, интересно ли будет, чем я буду заниматься, справлюсь ли. Постепенно вживаясь в деятельность свою и стала лучше понимать работу всей сложной структуры музея. Работа творческая, развивающая, разнообразная стала для меня очень важна. Работать сложно, но интересно. Этот опыт пригодится в жизни, поможет выработать мне новые качества.
- Татьяна ПАВЛОВА, ведущий инженер сектора реконструкции исторического ландшафта:
- — На работу в музей «Кижи» меня привел, в первую очередь, профессиональный интерес. Много лет занимаясь экологическим образованием школьников и педагогов, я всегда стремилась, чтобы слова не расходились с делом: проводила теоретические занятия, организовывала множество экологических акций, они, конечно, имели свой результат, но опыт показал, что в масштабах большой территории города наши усилия — это капля а море. Хочется видеть реальный конкретный результат влияния человека на улучшение экологической ситуации. Трудно переломить людское сознание, убедить людей в необходимости нести ответственность за состояние Природы. Остров Кижи, как небольшая территория, может послужить ярким примером воплощения в жизнь планов по экологическому просвещению. Организовать жизнь и работу на острове Кижи так, чтобы на этом маленьком кусочке нашей планеты воцарилась гармония отношений Природы и Человека — это, на мой взгляд, выполнимая задача. Остров Кижи должен стать моделью, на которой можно будет наглядно продемонстрировать, как добиться этой гармонии. Хочется надеяться, что общими усилиями сотрудников музея «Кижи» положительный результат будет достигнут. Эта работа может стать хорошим примером и весомым аргументом для людей на других территориях нашей республики.
— Вы специалист не традиционной музейной профессии, к которым принято относить фондовиков, экспозиционеров, экскурсоводов и др., чувствуете ли Вы разницу работы в музее или в другой организации, где может быть востребована Ваша специальность?
- Маргарита КИСТЕРНАЯ, ст. н. сотрудник, кандидат технических наук:
- — Для музея в широком смысле слова моя профессия, конечно, «не музейная», но для музея деревянного зодчества она необходима. В России при МГУЛ существует Координационный совет по современным проблемам древесиноведения, члены которого, в том числе и я, представляют разные направления: товарное древесиноведение, свойства древесины на корню, древесина для изготовления музыкальных инструментов и многое другое. Раз в четыре года проводится симпозиум, собирающий несколько сот участников. Надо отметить, что ни один вуз не готовит специалистов-древесиноведов для работы в музее. Я в свое время закончила ЛГУ и аспирантуру в Московском государственном университете леса, где защитила кандидатскую диссертацию, работала в Институте леса КарНЦ РАН. Однако, чтобы стать специалистом в своем деле, понадобилось пройти стажировки в Финляндии: в Государственном техническом университете в Хельсинки и в Институте леса в Йоэнсу, а также получить диплом Международного курса по консервации древесины, который был организован Директоратом по культурному наследию Норвегии под эгидой ЮНЕСКО. Работа в музее мне очень интересна в первую очередь потому, что здесь есть место для применения всех полученных мною знаний. В музее «Кижи» впервые среди музеев России внедрена современная система мониторинга состояния памятников деревянного зодчества, основу которой составляют авторские методики определения активности дереворазрушающих грибов и насекомых. Моя диссертация на тему «Оценка состояния древесины архитектурных памятников» подготовлена на базе музея-заповедника «Кижи», здесь созданы все условия для применения на практике самых современных достижений науки и техники.
- Александр НОВОЖИЛОВ, зав. отделом безопасности:
- — На сегодняшний день проблемы безопасности актуальны для каждого из нас, независимо от того сталкиваешься с ними на работе, в быту, в общественном транспорте и порой не задумываешься, где тебя подстерегает беда. И каждый борется по-своему, кто на уровне рефлексов, логики мышления или же опираясь на знания всевозможных видов опасностей и методов борьбы с ними, не зря говорится «предупрежден, значит вооружен». А факторов опасности предостаточно, таких как пожар, акты вандализма, кражи, мошенничества, угрозы террористических актов — это лишь незначительная часть вопросов, которыми занимается служба безопасности в нашем музее. Казалось бы более мирного учреждения, чем музей не найти, но у некоторых свои взгляды на это. На помощь приходят современные технологии, благодаря которым шансы на преступные посягательства уменьшаются. Вряд ли кого удивишь системами охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения, а без этого не обойтись современному музею. В плотном взаимодействии несут свое боевое дежурство бойцы пожарной и вневедомственной охраны — это люди в погонах, которые призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства. И все мы делаем одно общее дело будь то работник музея или милиции — сохраняем и защищаем культурное достояние наших предков.
- Дмитрий Бодёнов, начальник отдела информационных и компьютерных технологий:
- — Многим кажется, что компьютерные технологии для музеев — это новое направление. Но, например, в нашем музее компьютерный отдел существую уже более 10 лет и давно интегрировался в музейную деятельность. Выполняя свою работу я, как и остальные сотрудники отдела, сотрудничаю со всеми подразделения музея. Совместно с отделом фондов и отделом архитектуры организована и поддерживается одна из ключевых информационных баз данных музея (КАМИС). Автоматизированная система ТикетНет в экскурсионном отделе помогает более эффективно организовать работу экскурсоводов и облегчить составление бумажной документации. В каждой выставке нашего музея активнейшим образом используются новейшие технологии. Поэтому я не считаю свою профессию «нетрадиционной» — она востребована, и в наши дни сложно представить себе современный музей в отрыве от компьютерных технологий. Работа в музее «Кижи», конечно же, отличается от привычной от программистов работы в связи с разнонаправленностью деятельности музея-заповедника. Часто приходится принимать неординарные решения, учитывающие островные особенности. Также, специфика работы обязывает развиваться не только в моем узкопрофессиональном направлении, но и понимать специфику работы в других сферах деятельности музея.
— Изменился ли Ваш взгляд на музей как учреждение культуры за время Вашей работы в музее «Кижи»?
- Виэно Васильевна ТЕРЕПП, техник-смотритель:
- — Музеи я всегда любила. Во время учебы в институте культуры в Ленинграде побывала во всех основных музеях этого прекрасного города как посетитель, но тогда не думала, что сама когда-нибудь буду работать в музее. Более сорока лет проработав в Республиканской детской библиотеке, на пенсии я дома не усидела. Полгода работала в музее ИЗО, а 1 августа 2003 года перешла в музей «Кижи». Работать в выставочном зале очень интересно, в год меняется несколько выставок, каждая несет интересную информацию. За время работы в музее я узнала очень много нового, это очень меня обогатило. Я благодарна судьбе за то, что, работая в музее, я познакомилась с историей Кижей, Заонежья и Валаама. Я убедилась, что от слова «музей» не веет ветхостью и пыльными стендами. Музей — это жизнь, запечатленная в экспонатах.
- Борис ГУЩИН, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии:
- — Две трети моей жизни — это музей «Кижи», и этим все сказано. Никогда не задумывался над оценкой музея, как учреждения культуры. Пусть этим занимаются музеологи и музееведы, а я уже более сорока лет — музейщик: собиратель и экспозиционер, находящийся внутри музейной жизни. Музей трудно оценивать изнутри, чтобы изучать это явление, нужно находиться вне его, нужен посторонний взгляд. Но изменения в жизни музея и работе, безусловно, есть. Растет квалификация сотрудников, улучшается техническое обеспечение, фонды музея пополняются. Увеличился штат сотрудников, активно занимающихся собирательством материального и нематериального культурного наследия, экспедиции организуются ежегодно. И тут появилась новая особенность: если раньше мы собирали предметы, интересные для пополнения музейного собрания, в основном в деревнях, то сегодня много ценного мы находим в городе у потомков тех, кто в свое время по разным причинам покинул родные места и поменял деревенскую жизнь на городскую. Сберечь историю и культуру для будущих поколений — задача каждого музея, и музей «Кижи» с этой задачей успешно справляется.
— Музеям под открытым небом, которые называют «живыми музеями», более 100 лет. Музею «Кижи» — 40 лет. Каким сегодня может быть музей «Кижи» как «живой музей», каковы перспективы развития в этом направлении в дополнение к уже работающим «Ожившей экспозиции», ФЭТу, реконструкции традиционного земледелия.
- Светлана Воробьева, начальник отдела истории и этнографии:
- — Музей-заповедник «Кижи» в полной мере можно назвать «живым музеем». То есть он постоянно видоизменяется, развивается, шагает в ногу со временем, в прямом смысле отвечает запросам конкретного человека, осваивает все новые области деятельности. Время требует от работников музеев новых, творческих подходов к своему делу. Необходимо искать новый язык музейной экспозиции. Современному музею необходимо активно использовать информационные технологии, стать по-настоящему интерактивным. Музейная экспозиция должна быть построена таким образом, чтобы посетитель не только смотрел, но и мог бы участвовать в ней, погружаясь в атмосферу времени и культуры. Культурный туризм, ставший мировым явлением, создает новые возможности развития музея, которые могут и должны стать «точками» его роста. В ближайшей перспективе уже нынешним летом на острове Кижи на восточной стороне неподалеку от дома Яковлева заработает передвижная кузница. Сотрудники отдела истории и этнографии кузнец Валерий Хазов и аспирант Иван Воробьев будут наглядно демонстрировать туристам приемы кузнечного мастерства. В основной экспозиции на берегу возле дома Ошевнева гости острова смогут увидеть, как греется настоящий углевой самовар — это будет интересно всем, ведь самовар с трубой уходит из российского быта, а особенно будет интересно иностранным туристам, которым на словах трудно объяснить принцип действия этого ставшего символом России нагревательного прибора. Возрождается в музее «Кижи» и традиционное судостроение. Посетители увидят, как мастер Сергей Николаевич Филин будет строить заонежскую деревянную лодку-кижанку — не муляж, не макет, а самую настоящую лодку, которая потом поплывет по волнам Онежского озера. В дальнейшем, после завершения реставрации дома Березкиной в деревне Ямка, в этом доме планируется реконструировать весь жизненный цикл крестьянской семьи: в доме круглый год будут топиться печи, готовиться еда и в соответствии с сезоном «хозяева» — сотрудники музея, будут заниматься ремеслами: ткачеством, вязанием сетей, плетением из бересты, шитьем и вышиванием и еще многими народными ремеслами, традиционными для жителей Заонежья. Это будет лучшим подтверждением того, что музей действительно «живой». Посетители смогут увидеть реконструированную с исторической достоверностью жизнь, какой она была в этих местах в прошлые века, и поучаствовать в ней. Мы стараемся как можно больше наполнить экспозицию музея жизнью, чтобы у каждого, кто побывал на острове Кижи, появилось желание попробовать самим прикоснуться к народному ремеслу, что-то сделать своими руками и увезти в своей памяти частичку истории заповедного острова.