К 20-летию создания ФЭТа @kizhi
От увлечения - к профессионализму
Фольклор – это отражение души народа. Душа поет и в радости, и в горе. Изучение и сохранение нематериального культурного наследия - одна из задач, которую коллектив музея успешно решает в течение многих лет. Сегодня мы начинаем цикл публикаций об уникальном творческом коллективе – Фольклорно-этнографическом театре музея-заповедника «Кижи», чья двадцатилетняя история заслуживает внимания и подробного рассказа об успехах и достижениях. Фольклорно-этнографический театр музея-заповедника «Кижи» начинался с фольклорной группы, созданной в 1989 году по инициативе Регины Борисовны Калашниковой, которая долгие годы была активным участником и научным руководителем группы.
«Возникновению группы предшествовал целый ряд музейных событий, - вспоминает Людмила Трифонова, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии. - В 1986 году к нам в гости на остров Кижи приехала фольклорная группа «Скандиниеки» из рижского музея «Бривдабас». Мы чудесно общались. Они пели нам свои национальные песни, учили нас латышским танцам. Мы же были немы и безгласны, ведь ни одной заонежской песни мы не знали. Из чувства стыда, которое мы тогда испытали, и родилось желание создать фольклорную группу».
Рано ушедшую из жизни Р.Б. Калашникову участники созданного ею коллектива вспоминают с теплотой за ее любовь, внимательное отношение к каждому участнику, за то, что она никогда и никому не отказывала в помощи. Благодаря своей душевности и убежденности в правильном выборе пути Регина Борисовна смогла сберечь фольклорную группу в то время, когда ее состав менялся, и коллектив из чисто самодеятельного стал отдельным подразделением в составе отдела фольклора. Регина Борисовна умела работать и с детьми, которых старалась воспитывать в народных традициях, и с бабушками – главными и, пожалуй, последними хранителями этих самых истинно народных традиций.
- Самодеятельная фольклорная группа под руководством музыканта-профессионала Игоря Михайловича Архипова объединила три поколения в единый творческий коллектив. За годы существования фольклорного коллектива его состав неоднократно менялся.
Фольклорный коллектив объединил сотрудников музея из разных подразделений: искусствоведов, экскурсоводов, реставраторов, хранителей коллекций и др. Двадцать лет назад нынешние руководители подразделений музея и те, кто уже покинул кижские берега, были молодыми сотрудниками. В первый состав фольклорной группы входили: Регина Калашникова, Светлана Воробьева, Елена Наумова, Людмила Трифонова, Галина Михайловская, Жанна Гвоздева, Елена Филиппова, Юрий Протасов, Марина и Сергей Куликовы, Елена и Александр Яскеляйнен, Светлана Иванова, Елена Бьернинен, Владимир Шорохов.
Первые участники коллектива, за исключением его музыкального руководителя Игоря Архипова, не имели музыкального образования. Разучивание песни, танца, игры происходило не по нотам, а с помощью прослушивания магнитофонных записей и живого общения с носителями фольклорных традиций.
«Регина Борисовна Калашникова увлекла нас народной песней, но, как известно, народная песня всегда сопровождает какое-то действо – молодежную беседу, свадьбу, проводы в рекруты, - говорит Светлана Воробьёва, начальник отдела истории и этнографии. - Чтобы понять смысл песни надо поставить ее в контекст соответствующего события, а ему подчас сопутствует сложный по смыслу и содержанию обряд. Даже в костюме участников того или иного события порой кроется определенный смысл, который в старину понимал каждый, но который для нас подчас оставался скрытым. Бесконечно увлеченная сама, Регина сумела увлечь и нас на этот нелегкий путь познания тайного смысла духовной культуры народа, которая является продолжением его повседеневной трудовой жизни. Конечно, многое у нас не получалось, но было искреннее желание и большой энтузиазм понять и показать старую крестьянскую культуру всем, кто приезжал к нам в музей. Можно сказать, что благодаря фольклорной группе, которая на протяжении большого времени объединяла сотрудников самых разных отделов, создалась своеобразная кижская семья, существующая и до сих пор. Вместе с нашими детьми, которые теперь уже и сами имеют детей, мы учились приемам старинного ремесла: вышивке, бисерным работам, изготовлением копий головных уборов и костюмов. Собственно из фольклорной группы выросла программа «Ожившая экспозиция».
Вместе со взрослыми участниками исполнением народных песен и танцев увлеклись и их дети. В молодежной группе собрались: Дарья Быкадорова, Илона Сюгияйнен, Мария Черноусова, Анастасия Яскеляйнен, Айно Бьернинен, Влада Кантор, Станислав Куликов. С детской группой с 1991 по 1994 год работала Елена Филиппова, ныне ведущий методист сектора по организации музейных праздников и массовых мероприятий.
В группу входили: Алиса Лебедь, Алена Куликова, Ксения Наумова, Вера Фролова, Оля Филиппова, Ваня Воробьев, Андрей Гвоздев, Артем Караваев, Максим Набоков, Тимо Яскеляйнен, Яна и Ксения Ивановы, Аня и Стас Михайловские, Коля и Боря Москины. «Фольклорный коллектив создавался не на год и не на два. Идея привлечения детей в коллектив принадлежала Регине Борисовне Калашниковой, справедливо полагавшей, что это позволит создать преемственность поколений. И этот замысел полностью себя оправдал: конечно, не все дети, выросшие в фольклорной группе, с годами вошли в ее взрослый состав, но некоторые связали свою жизнь с работой в музее и продолжают заниматься фольклором. Мы разучивали народные игры, считалки, песни и танцы. Детки были наряжены, как куколки! Для них специально шили народные костюмы с соблюдением всех традиций. Выступления детей пользовались неизменным успехом и привлекали большое количество зрителей», - вспоминает Е. Филиппова. - В течение первых 10 лет занятия фольклором были для сотрудников музея увлечением, к которому участники коллектива относились очень серьезно. В зимнее время два раза в неделю проходили репетиции в г. Петрозаводске, а летом группа выступала на кижских праздниках и перед гостями острова Кижи.
В начале 1990-х годов фольклорный коллектив активно поддерживал директор музея Михаил Васильевич Лопаткин, который сам интересовался фольклором и принимал участие в репетициях. Во время экспедиций состоялось знакомство с фольклорными коллективами Заонежья, Пудожья, Поморья, где сотрудники музея и участники фольклорной группы записывали десятки песен, танцев, игр, фрагментов причети и этнографических рассказов. На основе творческого содружества с фольклорными коллективами, скрупулезной архивной и экспедиционной работы были создан особый вид музейной экспозиции по духовной крестьянской культуре Русского Севера – фольклорные выставки-реконструкции. Среди них: «Заонежская беседа в записи П.Н. Рыбникова», «Заонежское игрище», «Поморская вечеринка», «Старинные детские игры Заонежья».
Фольколорной группой реконструированы фрагменты свадебного обряда Заонежья «Вывод невесты за столы» и «Хождение невесты по гостям».
«Когда мы в первый раз показывали в избе дома Ошевнева «Выход невесты за столы», - рассказывает Л. Трифонова, - многие посетители плакали, слушая причеть, видя волнение нашей юной «невесты» и не менее юного «жениха». Группа англичан, решив, что они присутствуют на настоящей свадьбе, пытались одарить Дашу Быкадорову, которая исполняла роль невесты». При исполнении песен и танцев участниками музейной фольклорной группы учитывались десятки мелочей: детально точное воссоздание повседневного и праздничного костюма, манеры движения, расположение и оформление традиционных мест в избе. С помощью всех этих деталей создавалась этнографическая картинка с неповторимой атмосферой правдивости действия. - С начала своей деятельности фольклорный коллектив музея является неизменным участником ежегодных музейных праздников на острове Кижи.
«На одном из музейных праздников среди участников была и П.И. Гирина, жительница с. Шуньга, - вспоминает Галина Михайловская, зав. методическим отделом. - В тот день я впервые услышала ее пение и пережила настоящий шок – никогда прежде мне не приходилось слышать человеческий голос такого звучания. Могу сравнить его только со звучанием колокола, когда на фоне основного тона слышишь несколько обертонов. Дочка тогда спросила: «Мама, а как она это делает?». Не знаю, говорю. Я не росла в деревне, не впитывала с детства заонежскую манеру исполнения, а освоить ее путем имитации и петь «как бабушки» получается не у всех. Но даже тот опыт исполнения, который удалось приобрести, очень дорог. Устная народная традиция потому так и называется, что передается «из уст – в уста», есть ли ей место в современном мире? Слава Богу, что фольклорные произведения иногда можно услышать в концертах, что их пытаются передать хотя бы «из уст - в уши». Безусловно, это лучше, чем ничего, но всегда ли слушатель может ощутить магическую силу этих произведений?»
«В первый год на репетициях мы пытались петь на языке музыкантов «академическими голосами», многие стеснялись, вспоминает Жанна Гвоздева, зав. сектором ФЭТ. - Музыкальный руководитель Игорь Архипов терпеливо и тактично учил нас находить в себе народный голос. У меня это долго не получалось. В одной из первых поездок в Отрадное Ленинградской области состоялась наша встреча с другими фольклорными коллективами: «Лад», «Казачий круг», «Народный праздник», манера исполнения которых произвела на меня сильное впечатление. После этой поездки мы удивили на одной из репетиций И. Архипова, т.к. неожиданно многие из нас стали открывать свои красивые голоса».
С 1995 г. фольклорный коллектив музея участвует в воссозданных часовенных праздниках Кижской волости: День Петра и Павла – часовня в д. Волкостров, День Кирика и Иулитты – часовня в д. Воробьи, Ильин день в д. Телятниково.
Уже в самом начале творческого пути коллектив становился участником и лауреатом фольклорных фестивалей: 1992 г. - фольклорный фестиваль «Кижские колокола» (Санкт-Петербург – Кижи); 1996 г. – фестиваль двенадцати прибалтийских стран «Балтика-96» (г. Вильнюс). «Когда мы ездили на фольклорный фестиваль «Балтика-96», многие латыши говорили Регине Калашниковой, бесконечно раздававшей интервью, - «Вы – настоящие». Это было лучшей похвалой и позволяло испытывать гордость не только за себя, за музей «Кижи», но и за свою страну. Ведь мы были единственными представителями России на «Балтике-96» - говорит Л. Трифонова.
В 1997-1998 гг. – записаны передачи на Карельском радио и аудиокассета - песни, романсы, духовные стихи Русского Севера.
В 2001 году был создан Фольклорно-этнографический театр музея-заповедника «Кижи», ставший преемником традиций самодеятельной фольклорной группы. И сегодня ФЭТ в своем творчестве базируется на том обширном материале и большом опыте, который был накоплен за все предыдущие годы существования фольклорного коллектива.
Блиц-опрос
Какое место в Вашей жизни занимает фольклорный коллектив музея-заповедника «Кижи»?
- Жанна ГВОЗДЕВА, зав. сектором «Фольклорно-этнографический театр»
- Участником фольклорной группы являюсь с самого начала признания ее в музее «Кижи», вот уже 20 лет. Если бы 20 лет назад мне сказали, что ФЭТ будет в структуре музея и одним из серьезных направлений деятельности, то это вызвало бы тогда только улыбку и мечты. И вправду, мечты сбываются, стоит только всем вместе захотеть. Сейчас Фольклорно-этнографический театр – это моя работа с 2004 года.
- Светлана ВОРОБЬЁВА, начальник отдела истории и этнографии:
- Фольклорная группа, или как теперь называют ФЭТ – это состояние души, и часто, несмотря на определенные проблемы с голосоведением и, что греха таить, со слухом, поются те старинные песни, что мы пели 20 лет назад. Это была просто группа единомышленников, объединенных общим стремлением познать как можно глубже народную культуру в ее многообразии. Мы пытались понять мировоззрение наших предков, которое отражается и в архитектуре, и в костюме, и в танце, и в обряде, и в песне. Искреннее желание познать и показать народную культуру позволило нам обрести огромное количество друзей, познакомится с такими же увлеченными людьми из российских фольклорных коллективов самого высокого уровня. Общение с ними очень многому научило нас.
- Людмила ТРИФОНОВА, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии:
- Это важный этап моей жизни в музее, который помог осознать материальную и духовную культуру как некое единое магическое целое. Группа, в которой все были связаны невидимыми нитями любви к фольклору и друг к другу, была удивительная. Дети, родители – все существовали в особом пространстве народной культуры. Любовь, искренность и безграничный энтузиазм были краеугольными камнями нашего творчества.
- Галина МИХАЙЛОВСКАЯ, зав. методическим отделом блока организации экскурсионного обслуживания и международных связей:
- Для меня ФЭТ музея «Кижи» начинался с фольклорной группы. В те годы, как и теперь, мы не только выступали, но и встречались с заонежанами - исполнителями народных песен. Убеждена, что народную песню нужно спеть самому, а еще лучше – вместе с другими людьми, которые любят ее, и тогда почувствуешь, как вокруг тебя возникает некое энергетическое поле, в котором исполнители взаимодействуют друг с другом особым образом, и кажется, что не только мы поем сейчас эту песню, что вместе с нами и наши ушедшие предки, которые пели ее когда-то. Вот за это чувство сопричастности своему роду и, может быть, за ощущение бесконечности Бытия, я особенно ценю то время, когда пела в фольклорной группе музея-заповедника «Кижи».
- Елена НАУМОВА, начальник отдела реставрации фондовых коллекций:
- С появлением фольклорной группы в нашем музее жизнь многих сотрудников значительно изменилась. Первые годы времени ни на что не хватало, так как по вечерам часто репетировали, слушали и учили песни и танцы. Помимо всего этого была основная работа и семьи. На острове и в деревне Жарниково дети невольно приобщались к нашему увлечению народными песнями, а это, как показала жизнь, оказалось немаловажным, т.к. у многих из них хотя бы «на слуху» остались некоторые из запомнившихся им песен. Таким образом, вероятно, и раньше сохранялись какие-то традиции, к сожалению, безвозвратно уходящие в прошлое. Так прошло более десяти лет, которые я бы отметила как самые интересные в жизни.
- Юрий ПРОТАСОВ, главный специалист блока сохранения недвижимых памятников, культурного и природного наследия:
- Одиннадцать лет работы в музее были связаны с фольклорной группой. Такой продолжительный срок из жизни не выкинешь. В фольклорную группу музея я пришел в декабре 1989 года, когда ее первый состав уже сформировался. Раньше я никогда не занимался ни пением, ни народными танцами, но атмосфера в музее атмосфера была очень дружественная, радушная. Всех молодых сотрудников приглашали в фольклорный коллектив, и я решил присоединиться. Наш исполнительский непрофессионализм компенсировался душевным задором, искренностью и большим желанием глубже проникнуть в народную культуру.
- Сергей КУЛИКОВ, главный архитектор:
- Какое место в моей жизни занимал ФЭТ? С первого по третье места, как говорят спортсмены. На жарниковском досуге, когда и старые и малые выходили по вечерам в кадриль, круговоротом и песнями разгоняя тучи комаров, ФЭТ (тогда еще не знали, что это такое) был на первом месте. Это «кругом-кругом завивало» и «общинные» и семейные отношения, объединяло и сплачивало, и развивало и слух и голос, и координацию движений…
В рабочее время фольклорные дела отходили на второе-третье место, уступая рабочим обязанностям, но все равно мы радостно откликались на любое предложение бросить все и сходить в кадриль без отрыва от производства.
Сейчас это все профессионально, а тогда, 20 лет назад, это было сама жизнь... Кижизнь — игра, а мы в ней лишь актеры...