У реставраторов и зимой горячая пора @kizhi
Зима. Уснувший остров Кижи покрыт белым пушистым снегом. Кажется, будто памятники замерли в ожидании своего летнего посетителя. Но это обманчивое спокойствие. С самого утра на острове слышен рев «буранов» и стук плотницкого топора.
Несмотря на зимний холод реставрационные работы на объектах, которые ведет Плотницкий центр, продолжаются в том же объеме, что и летом. Основной заботой, безусловно, является реставрация Преображенской церкви. И хотя работы на самом объекте в зимний сезон 2008—2009 не ведутся (работы, начатые летом, будут продолжены весной), но в производственном комплексе реставрируются демонтированные исторические полы XVIII века.
На начало февраля уже отреставрированы полы алтарной части, солеи и северного прируба церкви. Продолжается работа, которой занимается Илья Зайцев по реставрации плах южного прируба памятника.
В настоящее время 16 сотрудников Плотницкого центра работают на двух больших объектах — ведут профилактические работы на Покровской церкви и реставрируют амбар из деревни Пелдожи.
Работы на высоте 20 метров
Еще прошлой зимой начались профилактические работы на Покровской церкви. На сегодняшний день заканчивается замена лемеха на двух северных главках.
Казалось бы, ничего сложного нет в том, чтобы взобраться для работы на высоту в 20 метров. Но, побыв там минут десять даже не в самую холодную зимнюю погоду, начинаешь замерзать и относиться к работе плотников уже совсем по-другому.
Сейчас сотрудники центра закрывают главки новым лемехом, взамен старого, который снимался не полностью, а только тот, который уже не осуществлял свои защитные функции. А вот лемех на барабанах (основание для главок), меняется полностью, и они перед этим герметизируются специальным строительным материалом. На одну главку с барабаном необходимо порядка тысячи лемешин. Весь лемех заготавливается в Производственном комплексе по сделанным заранее шаблонам, а затем уже на Покровской церкви подгоняется и прибивается.
На Покровской церкви профилактические работы ведут Владимир Филимонов, Виктор Назарьев, Олег Карельский, Андрей Калинов, Юрий Юрков.
Под крышей реставрационного комплекса
В производственном комплексе уже несколько месяцев идет реставрация амбара из деревни Пелдожи. Амбар полутораэтажный, датируется к. XVIII — н. XIX вв. Сегодняшняя реставрация памятника стала необходимой в связи с плохим состоянием бревен, особенно с уличной стороны на восточной части постройки. Под воздействием сезонных изменений температуры, осадков, ветра и солнечных лучей древесина ветшает, состояние памятника ухудшается.
Последний раз амбар реставрировался в 1973 году по проекту А. В. Ополовникова. В 1979 году была проведена химзащита памятника сотрудниками Сенежской лаборатории.
Летом 2008 года все детали амбара были промаркированы, всего порядка 150 элементов, памятник был разобран и перевезен под крышу в производственный комплекс для предстоящих реставрационных работ.
«Первоначально было решено законсервировать (закрыть) восточную стену амбара, по аналогии с амбаром из деревни Коккойла. Но затем решили раскатать памятник и опробовать при этом новую технологию по реставрации элементов, а не уже привычную традиционную. Технология, по которой работают над данным реставрационным объектом сотрудники Плотницкого центра, называется протезирование, при котором у бревна снимается больная часть и вместо нее «приклеивается» аналогичная новая. Этот памятник можно назвать пробным, так как предполагается, что по такой же технологии будет реставрироваться и часть бревен сруба Преображенской церкви. При традиционной реставрации было бы заменено в четыре раза больше исходного материала, чем на данный момент при технологии склеивания», — говорит начальник Плотницкого центра Андрей Ковальчук.
Плотник-реставратор Федор Штурмин добавляет: «После тщательного исследования деталей памятника каждый реставрируемый элемент был «вымыт» мойкой высокого давления. Затем сгнившая часть бревна удалялась, бревно шлифовалось и вместо удаленной части изготовлялись такие же новые части бревна —коронка, вычинка или протез, которые приклеивались при помощи специального клея. После склеивания детали подгонялись по форме исходного элемента, затем скреплялись березовыми нагилями или саморезами и ставились на определенное время на опрессовку под специальные сжимы, которые были сконструированы и изготовлены сотрудниками Плотницкого центра. Бревно в таком состоянии находится порядка двенадцати часов».
Для склеивания деталей использовался клей шведского концерна «Akzo nobel». Его основные свойства — водо- и атмосферостойкость. Этот клей был рекомендован Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций им. В.А. Кучеренко. Сотрудники Института приезжали для обмена опытом в музей и проводили мастер-класс по работе с клеем, который сейчас используется при реставрации исторических полов Преображенской церкви, им приклеиваются утраченные элементы деталей плах.
Реставрируемый памятник имеет двускатную крышу, кровля которого меняется полностью, для этого уже подготовлен тёс.
Амбар из деревни Пелдожи реставрируют Федор Штурмин, Александр Жуков и Яков Гавриленко. Для Якова Гавриленко это первая серьезная работа. Под чутким руководством опытных мастеров он выполняет все поставленные перед ним задачи. «Мне нравится работать, я стараюсь всему научиться, мне еще нужно будет дом рубить», — говорит Яков.
По словам Николая Попова, заместителя директора музея по реставрации памятников Кижского погоста, новые благоприятные условия труда созданные в реставрационном комплексе определили и новый качественный подход к реставрации памятников нашего музея, которые позволили применить совершенно новые технологии реставрации.
Одной из них является технология протезирования. «Амбар из деревни Пелдожи можно назвать пробным, но вполне удачным, хотя опасения были», — сказал Андрей Ковальчук.
Реставрационные работы на памятнике заканчиваются, уже отреставрирована и разобрана основная часть сруба, и когда начнется летний сезон, амбар будет перевезен к дому Яковлева и поставлен на новый фундамент.
Совсем скоро начнется новый туристский сезон, и обновленные памятники будут встречать посетителей со всего мира, а реставраторы музея будут и дальше продолжать работу, которая продлевает деревянным памятникам жизнь.