Русская масленица @kizhi
Программа музея-заповедника «Кижи» «Русская масленица» является одной из частей большого проекта «Иллюзии старого города». Уже второй год горожане в ожившем квартале исторической застройки попадают на Масленичной неделе в атмосферу народного гулянья. В этом году «Русская масленица» - это праздник масленичных обрядов и традиций, живущих в Петрозаводске, ярмарка, мастер-класс по изготовлению солнышка – символа праздника весны, народные игры и забавы.
Масленица – первый весенний праздник восточнославянского календаря. В отличие от Рождества, Пасхи и т.д. этот праздник не получил христианского осмысления и остался просто веселым времяпрепровождением. Празднуется масленица за 7 недель до Пасхи. В этом году масленая неделя с 23 февраля по 1 марта.
Во всех русских городах Масленица всегда была радостным и желанным временем. В Олонецкой губернии это веселое время отмечалось катанием с гор, катанием на лошадях, угощением блинами и, наконец, прощаниями на пост.
- В Петрозаводске Масленица также праздновалась шумно и весело. Всю неделю народ предавался безудержному празднику и разгулу. С наступлением масленицы уходила зима, а проводить ее следовало пряженцами, оладьями и конечно горячими блинами. Макали блины в коровье масло, сметану, запивали душистым чаем с брусничным вареньем. Но готовились по возможности и другие праздничные блюда, кроме мясных, которые согласно установкам православной церкви были исключены уже с масленичной недели. Однако стол должен был быть богатым, чтобы таковым стал и последующий период.
- Начиная с четверга и до воскресенья («широкая масленица») устраивались традиционные массовые гулянья и катания на лошадях по Мариинской и Александровской улицам. Как вспоминают старые жители города: «Мчались лошади и по Широкой Слободской, и по Большой Подгорной, и по Соборной. Вкруговую по городу и по берегу озера… На санях и на дровнях сидели студенты, инженеры, купцы и купчихи, дворяне… Будто сравнялись в этом потоке веселья люди всех сословий».
Катания начинались после обеда и продолжались до позднего вечера. Особенно много катающихся собиралось в последнее перед Великим постом — в Прощеное воскресенье, когда вдоль этих улиц лошадь шла за лошадью. Ездили как на собственных, так и взятых напрокат лошадях. Молодежь — парни и девушки — катались на маленьких двухместных санях, без кучера. Народ посолиднее и богаче — компаниями, на парах и тройках в больших санях, покрытых коврами и мехом. Гривы коней украшались лентами, дуги — кумачом. Сани празднично украшали. Дополняли парадный выезд кучера в длинных кафтанах, подпоясанных красными кушаками. В начале ХХ века катания устраивались под звуки гармоний. На масленицу городские власти устраивали балаганы с помостом в так называемой «ямке» напротив Александровского завода, у реки Лососинки, или на Сенной площади. - Характерный для масленицы (особенно вторую половину недели) народный обычай – катание с гор Природа здесь сама устраивала горы, которые расходились по всем направлениям города. Как писали очевидцы, «почти половина улиц или вниз скатывается, или вверх ползет - смотря откуда идешь». По обычаю самую длинную и высокую катальную горку устраивали на одном и том же месте — на Голиковке, заселенной тогда мастеровыми завода. Для этого заливали часть нынешней улицы А.Невского от перекрестка с ул. Калинина до железнодорожных путей на ул. Толстого. Салазки к масленичным катаниям готовили особым образом: обивали материей с бахромой.
Благотворительное общество на масленую обычно давало спектакли, в которых не считала зазорным сыграть роль даже сама госпожа губернаторша. Билеты на такое представление заранее распространяла полиция. - Среди масленичных развлечений петрозаводчан были и кулачные бои. Сведения о них в Петрозаводске относятся к XVIII веку. «Вдоль улиц в городах, установясь стеною, противну стену сбить желают пред собою»,— писал один из путешественников в середине XVIII века. «Стены» в Петрозаводске, как и в других русских городах, формировались по территориальному признаку. В XIX веке очень часто противоборствовали Голиковка и Зарека. Особенно отличалась своим неприятием чужаков Голиковка, Кулачные бои происходили часто на старом Аврамовском мосту, соединявшем Зареку и Голиковку с центром города. Как правило, в бой сначала вступали подростки, а уже потом их сменяли взрослые. Младшие выходили из боя, когда в него вступали старшие, бить ногами и использовать оружие запрещалось.
- В последний день зрители с развлечений уходили раньше. Многие спешили в храм «отслушать вечерню», а потом в дома родных и знакомых «прощаться». Визиты эти были непродолжительны: посидели несколько минут, затем кланялись, говорили хозяину: «простите, въ чемъ я согр?шилъ, желаю вамъ загов?ться и о Христ? радоваться» и уходили. В каждой семье, отходя ко сну, прощались таким же образом. Этот обычай, без сомнения, имел действенное значение: наши предки действительно могли не встречаться в течение четыредесятницы, а между тем, готовясь приступить к святым Таинствам, чувствовали необходимость примириться со всеми.
Своеобразно отмечали петрозаводчане и первое воскресенье первой недели Великого поста. На Сенной площади (сквер за универмагом «Карелия») и далее до Гостиного двора ежегодно устраивалась «Соборная ярмарка», называемая иногда «Торжком». В конце XIX в. Торжок стал очень многолюдным, сюда привозили как «красный» фабричный товар, так и изделия кустарей.