Крестьянский сказитель @kizhi
к 190-летию со дня рождения В. П. Щеголёнка
Василий Петрович Щеголёнок был одним из самых известных сказителей Кижской волости. Исследователи фольклора относили его к исполнителям-импровизаторам за его достаточно вольное отношение к былинному стиху, но именно этот сказитель получил особую известность в среде петербургской интеллигенции. О нем существуют многочисленные воспоминания, заметки, среди людей, с которыми встречался сказитель, были В. В. Стасов, Е. В. Барсов, В. А. Гиляровский и другие. В. П. Щеголёнок несколько раз гостил в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого, и писатель проявлял особое внимание к личности этого заонежского крестьянина. Его портрет писал И. Е. Репин.
Традицию былинного сказительства продолжили дочери Василия Петровича — Ксения Васильевна Разбивная и Ирина Васильевна Елисеева.
Всего от В. П. Щеголёнка разными собирателями был записан тридцать один текст былин на четырнадцать традиционных эпических сюжетов, десять из которых имеют два и более варианта. Его двоюродной сестрой была Прасковья Гавриловна Юхова, «монастырка» из Данилова, от которой записывал былины П. Н. Рыбников.
Деревня Боярщина, в которой родился Василий Петрович, первоначально называлась «Козаревщина». Издавна это было одно из самых крупных поселений Кижской волости. В 1860 году в ней насчитывалось 17 дворов.
Василий Петрович родился 15 (28) апреля 1817 года в большой крестьянской семье. Его отец вместе со своими братьями вел общее хозяйство, в котором на 12 человек засевали около 4 десятин пашни, а из скота держали четырех лошадей, 10 коров, 8 овец. Во время семейного раздела отец Василия Петровича получил небольшую долю и семья стала числиться среди бедняков. В конце 50-х годов все хозяйство лежало на одном мужчине — Василии Петровиче. Поэтому, следуя крестьянскому обычаю и стремясь упрочить хозяйство, Василий Петрович взял к себе в дом зятя — незаконнорожденного солдатского сына Германа Аввакумова из деревни Букольниковой Сенногубского прихода, который был повенчан со старшей дочерью Василия Петровича — Анной.
В. П. Щеголёнок был человеком очень религиозным. В 1871 году он оказался в Петербурге по дороге на богомолье в Киев, В. А. Гиляровский вспоминал о том, как во время разговоров с Л. Н. Толстым Щеголёнок «много говорил о внецерковных христианах», то есть о староверах. По воспоминаниям сына Толстого сказитель молился часа по два — «3 лестовки». Известны духовные стихи, записанные М. Гурьевым от сказителя по просьбе Е. В. Барсова и опубликованные в «Памятниках народного творчества Олонецкой губернии».
Вопрос о родовой фамилии Василия Петровича является очень сложным. Ответ на него не совпадает с бытующим мнением, что подлинная фамилия сказителя «Шевелев», а «Щеголенок» только деревенское прозвище. Впервые фамилия «Шевелев» упоминается в 1853 году в метрике о рождении у сказителя дочери Ирины, где он упомянут как «Василий Петров Шевелев», но в записи о смерти отца Василия Петровича фигурирует фамилия «Щеголёнков» под этой же фамилией в метрики записан один из двоюродных братьев сказителя и его дядя. Можно предположить, что в середине XIX века у этой семьи было как бы две родовые фамилии, происхождение которых в настоящий момент не ясно.
Встреча в 1860 году П. Н. Рыбникова с В. П. Щеголёнком не принесла больших перемен в жизнь последнего: собирателю варианты былинных текстов сказителя показались мало интересными. Только в 1871 году в результате своей работы в Кижских деревнях А. Ф. Гильфердинг по-настоящему оценил талант В. П. Щеголёнка. Осенью 1871 года сказитель выступал в зале Русского Географического Общества в Петербурге, а в 1873 году в Москве.
Весной 1879 года, на квартире у Е. В. Барсова Василий Петрович познакомился с Л. Н. Толстым и впоследствии гостил у него в Ясной Поляне. Встреча с заонежским крестьянином в определенной степени повлияла на творчество знаменитого писателя. Рассказы и легенды, слышанные им от В. П. Щеголёнка, дали импульс для создания рассказов «Чем люди живы» (1881 г.), «Два странника» и «Три старца» (1885 г.) и др. Напевы былин исполнителя на квартире у В. В. Стасова записывали М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, Ц. И. Кюи. Осенью 1879 года В. П. Щеголёнок вернулся на родину. Спустя почти десять лет Кижи посетили Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш, которые записали у сказителя в 1886 году только одну былину и несколько преданий, поскольку старик, уже «сильно одряхлевший», иного не припомнил.
В ноябре этого же года Императорское русское географическое общество постановило «в знак признательности за сообщение членам общества богатого эпического материала ассигновать Щеголёнку в пособие по 12 рублей в год, начиная с 1 января и по конец его жизни». Умер Василий Петрович Щеголенок 20 ноября 1894 года 77 лет от роду и был погребен на церковном кладбище Спасо-Кижского погоста.
В 1967 году сотрудники музея-заповедника «Кижи» Б. А. Гущин и В. А. Гущина в деревне Боярщина записали рассказ Егора Григорьевича Тестенникова о сказителе: «Был он большого роста, здоровый старик: дровни в два полоза с шестью копылами мог из лесу на себе принести […] В деревне Щеголёнкова почитали. Он читать знал писаные на церковно-славянском […] Семья у Щеголёнкова маленькая все время была — в полдесятка человек. […] Очень маленький был его дом. Домишко с шестью окнами и все волоковые […] Щеголёнков водки никак не пил». Хотя маленькому мальчику, каким в конце XIX века был Е. Г. Тестенников, сказитель, скорее всего, только казался могучим старцем, этот рассказ сохранил нам последние воспоминания об одном из самых знаменитых сказителей Заонежья.