Здесь оживает история @kizhi
В августе 2006 года в сессии Летнего университета принимала участие Елизавета Чернова, студентка Историко-архивного института РГГУ (г. Москва), победительница Всероссийского конкурса научно-исследовательских студенческих работ, где заняла III место. Наградой стала поездка на остров. Своими впечатлениями она поделилась с нашей газетой.
В 2006 году музей «Кижи» праздновал свой 40-летний юбилей, в честь которого был объявлен студенческий конкурс проектных и исследовательских работ среди студентов. Благодаря конкурсу я побывала на острове в Летнем университете.
В Летнем университете проходили тематические сессии для студентов-историков и музейщиков. С духовным историческим наследием, представленным на острове, нас (меня и студентов ПетрГУ, проходивших здесь учебную практику) знакомили ведущие научные сотрудники музея: Борис Гущин, Олег Скобелев, Людмила Трифонова и другие. Деловую игру вела Лиана Степанова, куратор конкурса. Учебная программа была насыщенной, каждый день проводились экскурсии, и знакомство с музеем-заповедником проходило очень интенсивно, поэтому я получила возможность глубокого знакомства с музеем.
До посещения музея я знала о его мировой известности, культурной значимости, но я бы не смогла предсказать, насколько сильный след оставит остров Кижи.
Остров изумляет красотой и гармонией природы и деревянной архитектуры. Ощущения, которые обычно складываются после посещения музея деревянного зодчества под открытым небом, например, новгородских «Витославиц» или московского музея-заповедника «Коломенское», где также вниманию посетителей представлены памятники деревянной архитектуры, несравнимы с теми, которые оставляет в памяти музей-заповедник «Кижи». Здесь, на этом острове-музее, где многие постройки привезены из окрестных деревень, не возникает понимания, как в других музеях, того, что памятники «экспонируются», но кажется, что на острове памятники живут. Последние слова могут показаться странными, но деревни, как те, которые были до создания музея, так и искусственно сформированные, родные острову. Они воспринимаются не просто как памятники деревянного зодчества, а именно как явление деревянной культуры Русского Севера, и в гармонике красоты русской культуры выделяется главное украшение острова — архитектурный ансамбль Кижского погоста.
Впечатление об острове как центре культуры остается, конечно, и благодаря работе Фольклорно-этнографического театра, созданного в музее. Сотрудники музея воспроизводят жизнь крестьянина в Карелии, как будничную, так и праздничную. Так, студентов познакомили с проектами «Демонстрация традиционных сельскохозяйственных работ на территории экспозиции», «Хлебные поля острова Кижи». Фольклорная группа изучает бесёдные песни крестьян, праздничные обряды, особенности вышивки и узорного ткачества. Таким образом, музей-заповедник «Кижи» я увидела как место, где силами сотрудников, перевоплощающихся в образы крестьян, не только изучается, но оживает в современной реальности культура деревенской жизни.