Хранитель Vkontakte@kizhi

Печёрина Лариса НиколаевнаИнтервью для телевидения Печёриной Ларисы НиколаевныПечёрина Лариса Николаевна с коллегами из двух музеев

Из названий разных музейных профессий романтичнее всего звучит слово «хранитель». Эту профессию можно назвать самой «древней» из музейных. В России появилась она вместе с первыми музейными собраниями в начале XVIII века. Хранители — люди серьезные, внимательные и ответственные, знают все о каждом предмете в своем хранении.

В фондах музеев сосредоточены материально-культурные ценности, о сохранности которых заботятся в большинстве своем преданные своему делу люди, для которых слово «хранитель» — это не просто наименование их профессии, а образ жизни.

В свете последних событий, происходящих в музеях нашей страны, особенно хочется привести пример самоотверженности человека, посвятившего всю свою жизнь делу собирания и хранения культурного наследия острова Валаам для единственного на Русском Севере монастырского музея.

В жизнь коренной петрозаводчанки Ларисы Николаевны Печёриной Валаам вошел не сразу.

«В детстве я хотела стать художником, занималась в изостудии Дворца пионеров, но со временем желание стать искусствоведом победило», — вспоминает Лариса Николаевна.

А потом была учеба на факультете истории искусства Ленинградского института живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Е. Репина, преподавательская деятельность на художественно-графическом отделении Педучилища №2 в Петрозаводске.

«Преподавала я историю искусства с древнейших времен до наших дней и в качестве нагрузки так называемую «марксистско-ленинскую эстетику». Работа преподавателя меня увлекала первые пять лет. Я давала учащимся знания с использованием слайдов, старалась рассказ о каждом мастере, каждое художественное направление максимально проиллюстрировать. На уроки приносила свои книги по искусству. Мне было интересно, пока я сама осваивала это дело. А потом началась рутинная повторяемость одного и того же материала: к урокам уже не нужно было ночами готовиться, перелопачивать специальную литературу, остро почувствовалась повторяемость переживания одних и тех же проблем, связанных с успеваемостью, заедала бесполезная нудная, длительная «говорильня» на педсоветах, на которых обязана была присутствовать, став классным руководителем. Платили за это мало, но, став «классной мамой», по существу, не выходила из училища, несмотря на то, что уроки мои можно было провести всего за два дня. Защищая своих подопечных, нередко вступала в конфликт с администрацией. Все это привело к неприятию своей работы, вернулось прежнее желание поступить в музей. А тут набор кадров на Валаам. Я и решилась», — говорит Лариса Николаевна.

Семидесятые годы подходили к концу, именно в этот период ожидания перемен и начал свою работу вновь созданный музей на острове Валаам. С 1980 года Лариса Николаевна является его сотрудником.

«В те годы в музее работало десять научных сотрудников, я была старшим научным сотрудником научно-экспозиционного отдела вплоть 1989 года. Жила я в одной из келий во внешнем каре монастырских построек, а на работу ходила через двор: фонды музея до сих пор располагаются в помещении на втором этаже в южном крыле внешнего каре.

С началом перестройки в стране для нас наступил очень непростой период: с одной стороны, возрождение Валаамского монастыря — это благо, а с другой, не в обиду никому будет сказано, десятилетняя работа нашего коллектива по сохранению культурного наследия Валаама оказалась вроде бы никому и не нужна. А ведь за годы существования музея на острове Валаам было сделано очень много: собирались музейные фонды, консервировались памятники, ремонтировались кровли. Никогда не забуду, как я впервые вошла в Спасо-Преображенский собор во время дождя — внутри помещения дождь лил как на улице! Штукатурка осыпалась, роспись разрушалась… Стая голубей под куполом. Сколько сил было положено сотрудниками музея, чтобы сохранить то, что еще осталось: ликвидировать протечки, просушить собор, начать первый, консервационный этап по сохранению росписей, законсервировать, отремонтировать многие другие объекты. Об этом не следует забывать. А как пополнялись фонды? В 80-е годы у местных жителей множество монастырских вещей хранилось, у них и выкупали. Иногда даже за свои деньги, поддаваясь на «шантаж». Приносит, например, такой «хозяин» ценную вещь и говорит: «Не купишь для музея — продам туристам!» Так, например, я выкупила печать для клеймения кирпичей за 25 рублей — тогда это были деньги, и еще множество культовых и бытовых предметов. Что-то сотрудники музея находили при осмотре и ремонте помещений. Так, на чердаке бывшей иконной лавки, где теперь располагается продуктовый магазин, под половицами нашли эмалевые образки, рассыпанные по бусинке четки, старые открытки. А вот клады в общепринятом понимании этого слова не встречались, хотя легенды о них ходят по острову до сих пор.

С 1990 года я стала главным хранителем фондов музея. Трудность заключалась еще и в том, что в этот «переломный период» музей не был единым организмом, в коллективе произошел «раскол». Часть сотрудников считала, что надо бороться за самостоятельность музея, а другая стояла за сотрудничество с монастырем. Я отнесла себя ко второй группе, справедливо, на мой взгляд, считая, что с передачей валаамских памятников Русской Православной Церкви существование музея вне монастыря невозможно».

Впереди были годы реорганизации, решения сложных юридических, имущественных и финансовых вопросов. В 1992 году Валаамский музей был закрыт ликвидационной комиссией. Фонды были поделены: треть ушла во вновь созданный музей Северного Приладожья в городе Сортавала, две трети фондов остались на Валааме в преобразованном в ТОО негосударственном музее.

«Я осталась главным хранителем, но, по сути, была сторожем при фондах. До 1996 года нам платили, а потом в течение почти десяти лет сотрудники музея зарплату не получали. Валаам — это маленькая модель России. Здесь как в капле воды отразились все катаклизмы, которые пережила наша страна за свою историю».

Эти годы для Ларисы Николаевны стали серьезным испытанием. Продолжая работать, сохраняя музейные фонды, она была вынуждена искать средства к существованию. Вот здесь-то и пригодилось художественное образование и умение рисовать. Лариса Николаевна писала миниатюрные пейзажи, расписывала камни и матрешек для продажи увеличивающемуся с каждым годом потоку туристов.

Только с момента создания в феврале 2005 года культурно-просветительского центра «Свет Валаама», при котором возобновилась работа Валаамского музея, ставшего теперь научно-исследовательским, церковно-археологическим и природным музеем-заповедником, руководит которым директор Владимир Высоцкий, в жизни сотрудников появилась уверенность в завтрашнем дне. В недалеком будущем музей получит специализированное экспозиционное помещение.

В том, что Валаамский музей продолжает свою работу и представил в столице республики интересную выставку «Свет Валаама», огромная заслуга его главного хранителя — Ларисы Николаевны Печёриной.

Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф