Юбилейные даты собирателей русского фольклора @kizhi
Зачарованный Заонежьем (175 лет со дня рождения Павла Николаевича Рыбникова)
«Я улегся на мешке около тощего костра, заварил себе чаю в кастрюле, выпил и поел из дорожного запаса и, пригревшись у огонька, незаметно уснул. Меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался, и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления…». Такими словами описывал Павел Николаевич Рыбников свою случайную встречу с исполнителем былин на острове в Онежском озере, где он вместе с попутчиками укрылся от разыгравшейся бури. П. Н. Рыбников тут же уговорил сказителя повторить пропетое и записал с его слов былину о Садке-купце, богатом госте. Певцом оказался Леонтий Богданов из деревни Середка Кижской волости. Леонтий уговорил его поехать вместе с ним в его родное Заонежье. С этой встречи началось знакомство собирателя с крестьянами, жившими в окрестностях Кижей. Тогда, на острове среди разбушевавшегося Онего, Павел Николаевич еще и не предполагал, что ему предстоит сделать величайшее для российской культуры открытие. В Заонежье его ожидали встречи с крестьянами, прекрасно певшими былины и сохранившими в своей памяти немало эпических сюжетов. Былины считались уже давно утраченными, к тому времени они были известны в основном по сборнику Кирши Данилова. Надо ли говорить, с каким усердием принялся записывать Павел Николаевич кижских сказителей!
П. Н. Рыбников получил блестящее образование в Московском университете. Он владел многими иностранными языками, в том числе древнегреческим и латинским. Еще в годы учебы он был «под подозрением» полиции за свои демократические взгляды и участие в студенческом кружке. С молодых лет определился его глубокий интерес к исторической судьбе русского народа. В марте 1859 года П. Н. Рыбников был сослан в Петрозаводск. Здесь его определили в штат губернской канцелярии. Его великолепные личные качества, прекрасное образование, энергия способствовали быстрому продвижению по службе. Но интересы П. Н. Рыбникова были сосредоточены не на чиновничьей карьере, а на изучении народной жизни. В своих поездках по губернии помимо выполнения служебных поручений он занимался собиранием сведений этнографического характера, записывал фольклорные произведения.
Встреча с Леонтием Богдановым положила начало упорной работе по поиску мастеров пения былин и записыванию эпических песен. Именно П. Н. Рыбникову посчастливилось впервые записать основоположника знаменитой сказительской династии Трофима Григорьевича Рябинина. В соседних деревнях ему пели былины Козьма Романов, Терентий Иевлев, Василий Щеголенок и другие крестьяне. Собиратель искал былины не только в Заонежье, но и в других местах: в Повенце, Пудожье, на Кенозере, в деревнях по реке Онеге. Плодом подвижнической работы Павла Николаевича стал сборник «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым», вышедший в четырех томах в 1861–1867 гг. Уже первый том вызвал огромный интерес, он стал широко известным, в печати появились многочисленные рецензии. Открытие былин совсем рядом с Петербургом стало настоящей сенсацией, многие не верили, что этот сборник — не литературная подделка. В существование былин окончательно поверили после публикации П. Н. Рыбниковым в 1864 г. «Заметок собирателя», содержавших ценнейшие наблюдения, сделанные в ходе его собирательской работы.
Открытие П. Н. Рыбникова действительно велико. «Песни…», собранные им, стали одним из самых значительных сборников русского фольклора. В издании и в самой собирательской работе были заложены основные научные принципы изучения русского эпоса, которые впоследствии получили развитие в трудах других российских ученых.
Великий труженик (170 лет со дня рождения Елпидифора Васильевича Барсова)
«Милому моему приятелю Елпидифору Васильевичу Барсову шлю нижайшее мое почтение и поздравляю с Новым годом, с новым счастьем, со всяким благополучием, с душевным спасением, с телесным здравием; желаю Вам много лет здравствовать, в делах Ваших скорого успеха, целую Вашу руку и припадаю к стопам Вашим…». Это строки из письма Ирины Андреевны Федосовой Е. В. Барсову. Письмо было написано из имения Д. А. Славянского в Тверской губернии, куда Ирина Андреевна была приглашена для записи причитаний и песен. К 1886 году, когда она переехала на некоторое время к Славянским, за плечами уже была огромная работа по записи причитаний, изданных в трех томах в сборнике «Причитанья Северного края, собранные Е. В. Барсовым» (1872–1885). Благодаря этому изданию имя преподавателя Петрозаводской духовной семинарии Е. В. Барсова оказалось навсегда связанным с именем замечательной народной поэтессы Ирины Андреевны Федосовой.
Е. В. Барсов родился в семье сельского священника в Нижегородской губернии. После окончания Петербургской духовной академии получил направление в Петрозаводск для преподавания в духовной семинарии. Его привлекала не только преподавательская деятельность, но и самостоятельные научные исследования. В Петрозаводске Е. В. Барсов сразу попал в атмосферу краеведческого движения. Он погрузился в изучение истории и этнографии, архивных документов, составление библиографии. В различных изданиях, в том числе и в «Олонецких губернских ведомостях», он печатал песни, причитания; былины, заметки и статьи, опубликовал древние рукописи, народные предания о Петре I, описание старообрядческой Выго-Лексинской библиотеки, документы «Преподобные Олонецкие пустынножители», материалы по истории Клименецкого и Палеостровского монастырей. Е. В. Барсов явился продолжателем дела олонецких ссыльных А. Н. Баласогло, С. А. Раевского, П. Н. Рыбникова. С последним он был знаком и иногда передавал ему свои записи для публикации. В отличие от П. Н. Рыбникова, Е. В. Барсов не разыскивал исполнителей фольклора в деревнях, он приобщил к собирательской работе своих учеников-семинаристов, детей сельских священников.
В 1867 году Е. В. Барсов познакомился с И. А. Федосовой, которая в то время жила в Петрозаводске, где ее муж содержал столярную мастерскую. Знакомство состоялось через крестьянина М. С. Фролова, у которого Барсов жил на квартире. Шел Великий пост, и собиратель стал записывать от нее старины и духовные стихи, что-либо другое исполнять в это время Ирина Андреевна считала делом греховным. После Пасхи началась длительная работа по записи причитаний. Е. В. Барсов вспоминал, что условия для этого были очень неблагоприятными: в столярной мастерской стоял шум, и приходилось ловить каждое слово Ирины Андреевны. Больше года собиратель записывал причитания. Результатом был огромный материал. В 1867 году уже был подготовлен первый том, состоявший из похоронных причитаний. Во второй том вошли рекрутские, в третий том — свадебные причитания. Сборник «Причитанья Северного края» стал главным и наиболее значительным делом жизни Е. В. Барсова. Это издание получило широкий резонанс, оно было высоко оценено и вошло в число классических изданий русского фольклора.
Исследователь жизни и творчества И. А. Федосовой член-корреспондент РАН К. В. Чистов назвал Е. В. Барсова «великим тружеником, …чрезвычайно преданным своему делу». Круг занятий Елпидифора Васильевича не ограничивался публикациями. Он собрал одну из наиболее значительных коллекций рукописных памятников древней русской литературы, вел большую редакторскую работу.
В 1870 г. он по приглашению переехал в Москву, где стал работать в библиотеке Румянцевского музея. Он стал членом Общества истории и древностей Российских, Московского археологического общества. Е. В. Барсов не прекращал свою связь с Петрозаводском, продолжал публиковаться в «Олонецких губернских ведомостях». В истории отечественной науки и культуры он оставил заметный след благодаря своей деятельной натуре, трудолюбию и неиссякаемому энтузиазму.