Эхо дней музея Кижи в Москве @kizhi
О чем пишут и говорят в прессе
«Музей, открытый миру» — самая обширная и серьезная презентационная программа музея «Кижи», рассчитанная на знакомство российского общества с наследием заповедного острова.
Неделя в Москве включала в себя открытие 4 выставок, проведение двух музейно-образовательных семинаров, круглого стола, Дня ремесел и фольклора. Освещали мероприятия музея более 50 СМИ России. Три дня программу музея в Москве на всех площадках снимала группа телекомпании «Петронет», работал журналист газеты «Лицей».
Перед открытием программы в музее Храма Христа Спасителя и по возвращении в Петрозаводск были проведены пресс-конференции для московских и карельских СМИ.
Впервые музей получил реакцию в прессе в таком объеме. Телеканалы «Россия», ТВ «Центр», «Столица», Радио «Культура», «Голос России», «Говорит Москва», специализированные музейные, образовательные журналы, информационные агентства, Интернет-порталы рассказывали и показывали самое интересное, что происходило в те дни в Москве.
К середине ноября прошло более 200 информационных сообщений и материалов о программе «Музей, открытый миру».
- «Основной площадкой программы стал музей Храма Христа Спасителя. Там развернута выставка „Путь длиною в три столетия“. Тут все удивляет: и та доверчивость к божественным силам, которой проникнуты иконы, написанные по заказам местных жителей, и художественное мастерство, величие замысла, что отличает шедевры из Спасо-Преображенского храма. Откроет ли когда наука истинное имя строителей храма, неизвестно. Однако хорошо известно, что памятники Кижей не были обречены на гибель. Потому что всегда находились люди, которые понимали: Кижи нельзя потерять». (Наталья Кузина, «Земного чуда свет небесный…», газета «Московская среда»)
- «Как с гордостью подчеркнула директор музея-заповедника „Кижи“ Ельви Аверьянова, „в коллекции практически нет безымянных икон“. На выставке в храме любители старины смогут увидеть 68 икон из богатейшей коллекции древнерусской живописи. Гордость собрания составляют иконы местного письма с яркой индивидуальностью — они принадлежат к лучшим обонежским иконам». (Юлия Антонова, «Кижи» в Москве — и никаких гвоздей», газета «Культура»)
- «Деревянную 22-главую церковь Преображения Господня полностью отреставрируют и для богослужения в 2014 году, приурочив окончание работ к 300-летию храма. Об этом агентству „Новости“ сообщил заместитель директора музея-заповедника „Кижи“ Николай Попов на конференции, приуроченной к открытию в Москве выставки икон из музея. С 2000 года ведется очередная программа реставрации храма, разбитая на четыре этапа». (Радиостанция «Говорит Москва», прямой эфир, 12 октября)
- «Эльвира Аверьянова: „Когда встал вопрос о реставрации Преображенской церкви, то стало ясно и понятно, что начинать реставрацию этого уникального памятника, сокровищницы мировой культуры, невозможно, если не будут решены вопросы систематического финансирования“. (Ольга Дубицкая, программа «Действующие лица», Радио «Культура»)
- «К реставрации знаменитой 22-главой Преображенской церкви в Кижах специалисты готовятся приступить в 2007 году. Работы планируется закончить к 2014 году, когда будет отмечаться 300-летие этого храма, ставшего визитной карточкой Карелии. Об этом сообщил заместитель директора музея-заповедника „Кижи“ Николай Попов на открытии в Храме Христа Спасителя выставки, рассказывающей об уникальном архитектурном ансамбле под открытым небом. „На сегодняшний день есть трудности, связанные с недостатком специалистов-реставраторов по деревянному церковному зодчеству“,— отметил Попов. Кроме того, по его словам, существует „островная проблема“: не каждый специалист согласится жить зимой на острове, оторванном от городских удобств. До материка по льду 8 часов езды». (Новости культуры, ТК «Культура», 12 октября)
- «Людмила Шилова, заместитель директора музея-заповедника „Кижи“: „Но даже тем, кто добрался до Кижей, к сожалению, удается увидеть не все… Музей-заповедник Кижи вот уже двадцать лет не показывает посетителям Спасо-Преображенский собор, и никто уже давно не видел его иконописного убранства. Это огромный иконостас, состоящий из ста одной иконы. Появилась такая идея: показать его, потому что еще 12 лет, 14 лет будет идти реставрация“. Светлана Воробьева, начальник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи»: «На Севере нет многоцветной вышивки. Вышивка только двухцветная — красным по белому, белым по красному, или белым по белому». Цветов у песенного фольклора Карелии намного больше. Есть песни поморские, есть заонежские — веселые хороводные и не самые веселые свадебные. Впрочем, всю красоту Русского Севера лучше всего можно почувствовать, только побывав там. (Павел Винокуров, Александр Иванюк, Дмитрий Гусев, ТВ-ЦЕНТР)
- «В ходе обсуждения опыта многостороннего сотрудничества государственного учреждения и Спасо-Кижского Патриаршего Подворья деятельность музея получила высокую оценку представителей Русской Православной церкви». (Андрей Фарутин, «Кижи удивили столицу», «Независимая газета»)
- «Как сообщила ведущая „круглого стола“, директор музея-заповедника Ельви Аверьянова, открывшаяся накануне в храме Христа Спасителя выставка „Кижи. Путь длиною в три столетия“ — это „результат положительной работы музея и Церкви“. „Что касается взаимодействия, то у нас все очень хорошо. У нас нет проблем в вопросах собственности — все принадлежит музею. Государство занимается своим делом, а Церковь — своим. У меня нет ключей от храма, но это в данном случае нормально“,— отметил настоятель образованного в 2003 году Спасо-Кижского патриаршего подворья протоиерей Николай Озолин. „Совместить богослужебную жизнь и большое количество посетителей очень сложно. Но это у нас получилось“,— подчеркнул священнослужитель. По мнению организаторов „круглого стола“, этот опыт взаимодействия федерального учреждения культуры и Русской Православной Церкви в Кижах может стать положительным примером для российских музеев». (Ольга Липич, РИА «Новости»)
- «Зрители убедились, что музей хоть и рассказывает о прошлом, но смотрит в будущее. Свет кижских куполов никого не оставляет равнодушным, он помогает понять себя, страну, вселенную». («Свет кижских куполов», передовица, газета «ТВР-Панорама»)
- «На выставке — около 40 работ известного российского зодчего. Полутьма. По стенам неспешно проходят тени, которые собираются в очертания архитектурных сооружений. В этой таинственной атмосфере особенно интересно разглядывать акварельные и гуашные рисунки, сделанные в 50–70-е годы XX столетия. Юрий Ушаков объездил весь Русский Север вдоль и поперек. Посвятил ему научные работы, реставрационные исследования. И, конечно, свои рисунки». (Анна Славкина, «Встретились христианство и язычество», газета «Вечерняя Москва»)
- «Выставка художника и архитектора Юрия Ушакова, открытая в Аптекарском приказе Музея архитектуры им. А. В. Щусева, на первый взгляд принадлежит сфере contemporary art. На белых кирпичных стенах палаты XVII века развешаны небольшие акварельные работы, кажущиеся издалека цветными пятнами. Под сводами проецируются черно-белые фотографии, отчего пространство заполняется тенями и легкими движениями. Транслируемые фотографии взяты из фондов самого музея архитектуры. Предельно реалистические изображения людей, природы и зданий накладываются на изображения мифологические. В результате получается среда, насыщенная образами и национальными символами. Такую среду создает МУАР совместно с историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи», откуда, собственно, и приехала коллекция. Дерево, снег и славянский пантеон, оказывается, прекрасно сочетаются со средствами технической воспроизводимости. Похоже, что получившийся продукт имеет самостоятельную художественную ценность». (Юлия Черникова, «Россия снежная и деревянная», газета «Культура»)
- «В московской прогимназии № 1768 прошел музейно-образовательный семинар „Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе школы“. Участники семинара, преподаватели гимназии и школ микрорайонов Москвы, музейные педагоги — все сошлись на том, что уроки, подготовленные музейными работниками, необходимо включать в школьную программу. Это один из разработанных в музее „Кижи“ механизмов приобщения детей к культурным ценностям народа, страны, в которой они живут». (Анна Бойцева, «Остров Кижи в столице», газета «Лицей»)
- Столь значимая идея музейной педагогики родилась 12 лет назад, когда музей «Кижи» запустил инновационный социокультурный проект «Республиканский детский музейный центр», который под руководством замдиректора музея — заповедника «Кижи» Людмилы Шиловой объединил в своей межведомственной работе более 30 учреждений культуры и образования. Сегодня РДМЦ — один из ведущих музейно-педагогических центров России, аналогов которому нет ни в Европе, ни в Скандинавии. Центр на основе партнерских отношений осуществляет долгосрочные музейно-образовательные проекты, участниками которых становятся не только дошколята и школьники, но и студенты вузов. В результате за время существования РДМЦ более 600 тысяч ребят со всего мира приняли участие в изучении историко-культурного наследия острова Кижи. Закрытость системы образования и культуры до настоящего времени не позволяла осуществлять в Москве подобные детские программы. По словам директора прогимназии № 1768 Татьяны Воробьевой, «только благодаря опыту „кижан“ сообщество учителей столицы начинает сотрудничать с музейщиками на качественно новом уровне образования культурой». (Елена Пенигина, «Хлеб-батюшка, водица-матушка, или Спеши в Кижи!», «Учительская газета»)
- «Татьяна Воробьева, директор ГОУ „Прогимназия 1768“: „Мы с помощью Светланы Анатольевны увидели традиции выращивания хлеба в Карелии. Это можно дальше обыграть как угодно. Для меня, как педагога,— это бесценно. В Москве мы еще расскажем о современной обработке земли, сводим на хлебозавод и получится завершающий блок для городского ребенка“. В конце урока учитель предложила детям оценить его. Если он им не понравился, попросила приклеить к дереву желтые листочки, если понравился,— зеленые. Вот такой получилась аппликация. Судя по всему, школьники оценили карельского педагога на „отлично“. Теперь по этому „конспекту“ уроки будут вестись и в других московских школах». (Любовь Алексеева, Владимир Студенников, ТК «Петронет»)
- «В 2006 году музей-заповедник „Кижи“ отмечает свое 40-летие. Может, именно этому громкому юбилею Москва обязана еще четырьмя кижскими выставками. Среди них особенно выделяется замечательная фотоэкспозиция Олега Семененко, демонстрирующая невероятно поэтичные и эмоционально-выразительные работы, главными героями которых, конечно, являются кижские храмы». (Юлия Антонова, газета «Культура»)
- «О значимости программы „Музей, открытый миру“ и деятельности „Кижей“ ярко говорит хотя бы тот факт, что на пресс-конференции перед официальным открытием Дней музея в Москве присутствовали более 30 печатных и электронных изданий, а всего за время презентационных мероприятий на них побывали журналисты из более 50 российских СМИ». (Матвей Сярки, «Кижи»: 40 лет спустя», газета «Курьер Карелии»)
- «Программа „Музей, открытый миру“ является серьезным проектом не только для музея „Кижи“, но и для всего культурного сообщества Республики Карелия, чье культурное наследие было представлено на общероссийском уровне». (Интернет-портал «Православие.Ru»)