Замысел Нестора @kizhi
Замысел легендарного Нестора – создать храм на острове Кижи по слову Божию таким, какого «не было, нет и не будет», нашел свое дальнейшее воплощение в создании на его основе единственного в мире многоглавого деревянного архитектурного ансамбля.
Летний Преображенский храм стал символом для нескольких поколений местных зодчих, стремившихся найти достойное ему окружение в составе двух соседних строений: зимней церкви Покрова Богородицы и колокольни.
Их поиски увенчались успехом, но не сразу. На протяжении долгих 180 лет (с 1694 по 1874 годы) воплощался их замысел, резко изменяя образы этих зданий. Храм словно примерял их к себе, отвергая предлагаемые варианты. И только когда девятиглавое навершие увенчало Покровскую церковь, а колокольня стала подстать по высоте нижним основаниям двух срубов церквей — возник ансамбль, достойный творения мастера Нестора.
Но время и мода не пощадили первородного образа его творения. Возможно, очень бы поразился и, конечно, огорчился легендарный мастер Нестор, увидев свою красавицу деревянную церковь с обитыми железом куполами и обшитыми досками бревенчатыми срубами. Церковь обрела модный городской наряд в 1818-1824 годах, простояв в своем первозданном состоянии лишь 100 лет. Померк естественный отсвет осиновых лемехов, но жестко засияло железное покрытие куполов, и скрылась за тесовой обшивкой пластика срубов.
Вскоре по Указу «О правилах на будущее время для строений церквей», подписанному в 1826 году императором Николаем I, постройка и починка храмов могла производиться только по проектам, составленным «согласно правилам архитектуры под надзором губернской администрации и консистории».
Этот Указ стал началом конца народного деревянного зодчества: в корне уничтожался самобытный творческий дух народной архитектуры.
Особенно активное «обновление» древних церквей стало производиться с середины XIX века. «Благолепным поновлениям» в это время должен был подвергнуться и храм Преображения Господня, судя по проекту его «реставрации», разработанному в 1866 году техником Петровым, еще более отдаленному от первоначального образа. К счастью, этому проекту не суждено было сбыться.
Только в середине XX века, во время реставрации 1949-1959 годов, произведенной под руководством А.В. Ополовникова, церковь Преображения Господня обрела свой первоначальный вид, а вместе с нею и весь Кижский архитектурный ансамбль, получивший мировую известность и включенный в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Вот бы возрадовался мастер Нестор, узрев такое диво, начало которому он положил своей церковью, ставшей стимулом для создания знаменитого Кижского архитектурного ансамбля.