Я поведу тебя в музей @kizhi
Эти слова известного детского стихотворения, взятые в название книги одного из ведущих российских специалистов музейной педагогики Марины Юхневич, стали своеобразным девизом курса «Музейная педагогика», лекции которого Марина Юрьевна читала в Петрозаводске 3—6 апреля. «Я поведу тебя в музей» — это слова о тех взрослых, которые приводят ребенка в музей и в музее ему открывают интересный и еще не познанный им мир.
Марина Юрьевна Юхневич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии (г. Москва). Автор более 40 публикаций по музейной педагогике. Автор монографий: « Музей и школа. Книга для учителя», «Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России», «Ребенок в музее», «Детские музеи за рубежом», «Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике». Музейно-образовательные проекты и программы: «Предметный мир культуры», «Я и другой», «Возможно быть другим».
Курс лекций читался по инициативе музея «Кижи». Слушателями их стали сотрудники музея «Кижи», краеведческого музея, музейные педагоги школ города, студенты четвертого курса музейного отделения ПетрГУ.
Музейная педагогика, как наука, в России развивается с 19 века. Многие современные музеи, будь то краеведческие, этнографические, музеи изо, музеи под открытым небом, сегодня особенно уделяют внимание посетителям, помогая им как можно более комфортно чувствовать себя в музейном пространстве. Основной образовательной функцией музея, по словам Марины Юхневич, является развитие человека.
Главным в отношении «музей – посетитель» особенно, если посетитель — ребенок, становится ЗАБОТА.
На примерах из опыта работы в области музейной педагогики российских музеев раскрывались темы: «Музейная аудитория», «Новые технологии музейного образования», «Музеи для детей», «Проекты социальной направленности в деятельности музея».
Полезным для всех слушателей курса было знакомство с возможностями современных компьютерных технологий в музейном образовании, в развитии новых подходов к интерактивности в музейной, особенно экскурсионной работе. В последний день семинара слушатели самостоятельно в группах создавали проекты для «особых» посетителей. Эта работа показала музейным специалистам и студентам, что сегодня в обществе становится востребованной работа с проблемными детьми, инвалидами, пенсионерами.
Большое внимание в работе музеев должно уделяться, по мнению М. Юхневич, различным интерактивным программам, когда посетитель становится соучастником всего происходящего на музейных площадках, когда для посетителя создается ситуация «Я – сам». В этом отношении интересен опыт Эрмитажа, проводящего акцию «Ночь в музее». Примером творческого подхода к работе выставки может служить интерактивная программа выставки «Дело в шляпе» Третьяковской галереи, которая кроме экскурсий предполагала дефиле, мастер-классы по изготовлению головных уборов, постановку оперы о шляпе. Причем в музее полный календарь событий выставки висел в зале, и любой желающий мог стать их участником.
Сегодня музеям важно привлекать к своей деятельности партнеров. Заслуживает внимания опыт, накопленный в музее «Куликово Поле». Музей совместно с районной администрацией, общественными организациями, местными жителями и СМИ осуществляют проект «К бабушке в деревню», рассчитанный на городских детей.
Опыт музея-заповедника «Кижи» в области музейной педагогики известен в России давно. Многолетний проект «Кижи – мастерская детства» и работа музея с образовательными учреждениями, по мнению Марины Юхневич, достойны обобщения и внедрения музеями на общероссийском уровне. Как пример интерактивной и методической работы с детьми приводился путеводитель музея «Кижи» для семейного посещения дома Яковлева на острове Кижи.
Высокую оценку образовательной работе музея «Кижи» и РДМЦ Марина Юхневич дала во время «круглого стола», когда в свободной форме желающие могли пообщаться с российским специалистом. Марина Юрьевна сказала: «РДМЦ музея «Кижи» — это уникальное явление в российской музейной педагогике. Ваш детский музейный центр выполняет важную функцию смычки музея и школы. Ценнейший опыт музея в образовании и повышении квалификации музейных педагогов республики на различных семинарах. Ваши базы – это хоть и школьные музеи, но они работают на таком уровне, которого нет у остальных школьных музеев. Ваш феномен имеет свое место в российской музейно-педагогической действительности. Все это должно развиваться. Идею интерактивности в работе надо расширять. Чаще и больше создавать ситуацию «Действую, думаю, принимаю решение». Примером такого творческого подхода к работе в музее является выставка «Пудож купеческий». Это хороший образец соединения подлинности и интерактивности. У вас очень хорошая перспектива развития».