Традиционное ремесло должно жить @kizhi
С 1998 г. музей-заповедник «Кижи» ведет научную и экспозиционную работу по теме «Традиционное судостроение и судоходство Кижской волости». Вниманию читателей нашей газеты предлагаются результаты работы по изучению истории и современного состояния этой важной части материальной культуры населения исторической территории и предложения по ее музеефикации с целью сохранения и передачи будущим поколениям.
Флот разнотипных деревянных судов с древнейших времен помогал осваивать и использовать громадные пространства Севера. Традиционная культура русских в Заонежье имеет признаки, свидетельствующие о Древнем Новгороде, как центре зарождения и развития судоходства и деревянного судостроения для русскоязычного населения Севера Европейской части России. Подтверждением тому служит терминология в судостроении Кижской волости, сохранившаяся до нашего времени.
Редкие письменные источники сохранили сведения о лодках, галиотах и других судах, о центрах судостроения на Онежском озере. В материалах 1905 г. «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии» о постройке судов и лодок сообщается: «Кустари шитьем лодок занимаются в 38 волостях, общее число кустарей – 156 человек, …в среднем заработок на человека – 27 руб. …постройка лодок является временным занятием … лес из собственного надела крестьян…бревна распиливаются на доски самими мастерами».
Известно, что с начала 1930-х годов основная работа по судостроению на Онежском озере была сосредоточена в нескольких центрах: Соломенном, Ялгубе, в устье рек Шала и Вытегра, а также на Волкострове, рядом с островом Кижи.
Из истории судостроения Кижской волости
Особенностью территории, прилегающей к Кижам, является большое количество островов, на которых и располагаются деревни волости. Основным транспортным средством между прибрежными поселениями была лодка. Из района Кижских шхер пути новгородских дружинников, купцов и крестьян расходились — северный путь вел к Белому морю, другой – на восточное побережье Онежского озера и далее волоками в Двинскую и Югорскую земли. Здесь необходимо было ремонтировать и строить новые суда, перекладывать грузы, заменять озерные суда на волоковые лодки.
С начала заселения Кижских шхер возникла необходимость строительства лодок разных типов для хозяйственной деятельности жителей. Кижские шхеры, благоприятные для развития земледелия, труднодоступные и потому более безопасные от набегов, возможно, раньше других территорий могли быть освоены и обжиты новгородцами, поэтому здесь и должен был сформироваться первый центр судостроения на Онежском озере. В течение веков на территории Кижской волости сформировался своеобразный тип лодки, получивший в специальной и исторической литературе название «кижанка», сохранившееся в языке всех народов, населяющих побережье Онежского озера (русских, вепсов, карел). С учетом расположения и размеров Кижской волости в некоторые исторические периоды можно объяснить и распространение этого типа лодки и названия — «кижанка» по всем берегам Онежского озера (до Шуи—Кондопоги—Повенца—Пудожского берега).
Обычно генезис и формирование типов таких лодок происходили в неопределяемый пока исторический период. Традиционный уклад жизни и консерватизм местного населения позволил сохранить уникальный тип лодки, рождение которого уходит в глубь веков.
Жители всех деревень Кижских шхер издавна занимались рыболовным промыслом, дававшим большой доход в крестьянском хозяйстве. Суда кижан перевозили так же различные хозяйственные грузы, в том числе скот. Каждая крестьянская семья в островном районе имела лодки для собственных нужд.
Для различных районов плавания строились разные суда. Для внутреннего, между деревнями, «каботажного» плаванья строились лодки длиной до 6 метров, с выходом в открытое озеро – до 8 и более метров. Для дальних плаваний по Онего с выходом в Ладогу, для рыбной промысла и перевозки грузов, строились «кижанки» — 9 метров с двумя мачтами и «соймы» с ящиками для рыбы и для грузов.
Неизвестна в подробностях древняя история судостроения Кижской волости, но до настоящего времени сохранились лодки-«кижанки», и мастера-судостроители, и память местных жителей о «соймах» и мотоботах, которые строились на Волкостровской верфи. По результатам этнографических исследований судостроения в 1980-2005 гг. в Кижских шхерах и Заонежье, где лодка является самым распространенным, а иногда и единственным видом транспорта, можно утверждать, что здесь сформировался особенный тип лодки и существовала своя традиционная школа судостроения с центром в Кижских шхерах.
На основании собранной информации с уверенностью можно говорить о самостоятельности Кижской школы судостроения по нескольким признакам:
- Традиция ремесла и наличие работающих мастеров, обучавшихся ремеслу у стариков.
- Историческая память о мастерах и деревнях, где шили лодки и распространение опыта в другие места.
- Конструктивные и технологические особенности строительства лодок.
- Информация о других типах лодок в сравнении их со своими.
- Терминология и другие местные и этнические особенности.
- Размеры и географическое положение Кижского архипелага на Онежском озере.
О послереволюционном периоде судостроения в Кижских шхерах имеются сообщения от местных жителей. Известный мастер-лодочник Кижского техучастка Михаил Петрович Рогачёв 1928 г.р. из деревни Рогачёво рассказывал: «Деды обычно сельским хозяйством занимались и рыболовством, ну, изредка, там шили лодки, папаша бакенщик был и лодочный мастер». Он же сообщает о судах для лова рыбы на Ладоге: «Ездили они еще до революции на Ладогу ряпушку ловить. Специально лодки делали девятиметровые, на двух парусах. Много лодок было из Кижей».
Исследования, проводившиеся в музее-заповеднике «Кижи», выявили центр судостроения Кижской волости и Заонежья в целом, который в ХХ столетии находился в районе Волкострова и соседних островов Еглов и Рогачёв. Местные жители говорят, что лодки они заказывали волкостровским мастерам, шили и в ближайших к Волкострову деревнях — Речка, Оятевщина, Пустой Берег, Зубово, Подъельники и Кургеницы. В Кижской волости и Заонежье мастера-лодочники жили почти повсеместно, но в большинстве случаев лодки они шили только для себя, а не на продажу. Что же касается волкостровских лодочников, то к ним еще в 1970-е годы приезжали заказчики не только из ближней округи, но и из весьма удаленных мест – с Пудожского берега и из Вепсской волости. Известно, что у каждого мастера имелась своя мастерская, а заказчики к лучшим из них выстраивались в очередь, имя мастера было гарантией для каждой построенной им лодки.
Интересна новая история советского периода (1930—1990 гг.) традиционного судостроения исторической территории Кижской волости.
В 1931 г. артель из одиннадцати человек под руководством крестьянина из д. Пустой Берег Никитина подрядилась для Вознесенского пароходства за полгода сшить 60 лодок-«свирянок» пашского типа (река Паша – судоходный приток Свири) (КНА №1638, оп.2, ф.1/3, л.13). Это говорит о большом потенциале судостроения этой артели, да и всего района волости. Тогда же была построена малая судостроительная мастерская на острове Еглов. Но работы, очевидно, так и не начались, возможно, в связи с отменой НЭПа.
В 1932 г. начала работать судостроительная верфь на Волкострове. В рубленной из бревен мастерской можно было строить одновременно 4 лодки длинной до 8 м. На стапеле рядом с мастерской строили большие суда до 20 м длиной. Судоверфь Промколхоза на Волкострове обеспечивала работой более полусотни крестьян из близлежащих деревень, квалифицированных мастеров, преемственно продолжающих местные традиции и в работе обучающих судостроительному ремеслу учеников.
Есть у писателя В. Пулькина упоминания о строителях «сойм» из д. Кургеницы: «В конце прошлого века среди корабельных дел мастер здесь выделялся Якимов», а «Николай Михайлович Филин мог строителем, мог и шкипером». М.П. Рогачёв рассказал о том, что его отец П.Я. Рогачёв шил сойму для Серых еще до 1917 г., а А.С. Исакова (в девичестве) помнила, что соймы шили в ее деревне Зубово — Егоровы, а в Подъельниках – Киселевы (информатор И.Ф. Вересов).
Современные хранители традиций
И в настоящее время в деревнях, окружающих остров Кижи, живут мастера, сохранившие традиции судоходства и судостроения: братья Судьины Иван Васильевич и Николай Васильевич, братья Степановы Иван, Николай и Юрий Алексеевичи, Рогачев Михаил Петрович, Лисицын Федор Егорович, Никитин Борис Петрович, Филин Сергей Николаевич, Ульмер Иван Иванович и другие.
Судоходство и судостроение — важная и самобытная составляющая жизни заонежского крестьянина, в результате работы по научной теме «История традиционного судостроения и судоходства Кижской волости» постепенно находят отражение в экспозиции музея-заповедника «Кижи».
В 1999 году на сарае дома Елизарова открылась выставка «Мастерская кижского лодочника», на которой туристы могут увидеть лодку в процессе постройки. Строительство лодки для экспозиции выполнил потомственный лодочник Иван Васильевич Судьин (1930 г.р.) из д. Насоновщина (Волкостров), а приспособления и инструмент получены от известного мастера Ивана Федоровича Вересова (1930—2002 гг.) из деревни Еглово (рядом с Волкостровом).
С 2004 году в главной экспозиции на сарае дома Ошевнева представлена лодка-«кижанка», которую построил для своей семьи Вениамин Николаевич Бурков (1930 г.р.) из д. Шуйна (Волкостров). Лодка в полном комплекте: с веслами, парусом и рулем представляет собой прекрасный образец деревенского судна для большого крестьянского хозяйства деревень Кижских шхер. Большую историческую ценность представляет специальный балансир – противовес, традиционное приспособление, которое крепилось на лодку при перевозке с одного острова на другой скотины во время летнего выпаса или лошадей для выполнения работ.
С целью сохранения и популяризации многовековой истории и традиций судоходства и наследия судостроительной культуры музей «Кижи» организовал в 1999 г. первую народную гонку на традиционных лодках, которая получила название «Кижская регата». Эта работа музея направлена на привлечение внимания общества к проблемам возможного исчезновения традиционного народного судоходства и судостроения в нашей стране. Развитие этого народного праздника создаёт дополнительные условия для активного взаимодействия музея и местных жителей для сохранения традиций кижского судостроения. С исчезновением мастеров исчезают не только старые знания, навыки, технологические приемы, этические принципы традиционного ремесла, следовательно, местное сообщество и музей становятся беднее и материально, и духовно.
Николай Васильевич Судьин каждый год принимает участие в «Кижской регате» на своей «кижанке» под парусом и шьет 2 -3 лодки для местных жителей. В 2005 году он сдал заказчику из д. Усть-Яндома двухмачтовую «кижанку» длиной более 8 метров.
С этого года по договору с музеем в «Ожившей экспозиции» у дома Елизарова будет работать известный столяр и плотник-реставратор, потомственный мастер-лодочник Борис Петрович Никитин. Посетители музея смогут увидеть различные этапы и технологию строительства «кижанки» и задать вопросы мастеру, а местная молодежь сможет получить уроки по традиционному, но исчезающему ремеслу.
В настоящий момент идут работы по развитию Заонежского сектора главной экспозиции и пополнению фондов судами, постройками и различными приспособлениями, которые одобрены научно-методическим Советом музея-заповедника «Кижи». К сожалению, в деревнях не сохранились вышеуказанные постройки, поэтому пополнять музейные сектора предстоит макетами и новоделами.
Можно сказать, что мы стоим у последней черты — местным жителям традиционные ремесла не сохранить без поддержки государства и музея. Настала пора в деревнях исторической территории Кижской волости создавать условия для вовлечения молодого поколения в реальную работу по изучению и сохранению народной культуры традиционного судостроения и судоходства.
Р.S. Автор еще раз благодарит всех, кто помог в сборе информации по теме, и просит жителей Кижской волости, Заонежья и других районов Карелии передавать в музей «Кижи» для фиксации и дальнейшего изучения сохранившиеся в семье сведения и фотографии о судоходстве и судостроении их дедов и прадедов и о его современном состоянии.
Использованная литература:
- Круковский М.А. «Олонецкий край. Путевые заметки», С-Пб., 1904 г.
- Максимов С.Н. «Год на Севере», С-Пб., 1854 г.
- Озерецковский Н.Я. «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому», Птз., 1989 г.
- Пулькин В. «Хождение к Буян-камню», ПТЗ., 1978 г.
- «Статистическое бюро Олонецкого губернского земства. «Кустарные промыслы и ремёсленные заработки крестьян Олонецкой губернии», Птз., 1905 г.