Чтобы не прервалась связь времен @kizhi
В 1998 г. музей-заповедник «Кижи» первым из музеев России начал научную и экспозиционную работу по изучению истории и сохранению традиционного судостроения и судоходства.
Благодаря географическому местоположению и природным особенностям района Кижской волости, здесь родилась и сотни лет развивалась островная, самобытная народная культура судоходства и судостроения, остатки которой мы можем наблюдать в ХХI веке.
В связи с 40-летием музея «Кижи» вниманию читателей предлагаются результаты работы по изучению истории и современного состояния этой важной части материальной культуры населения исторической территории Кижской волости и предложения по ее музеефикации, с целью сохранения и передачи будущим поколениям.
С древнейших времен по разветвленной сети больших и малых рек и озер флот разнотипных малых деревянных судов помогал осваивать и использовать громадные пространства Севера, покрытые непроходимыми лесами, каменными грядами и болотами.
Первые сведения об Онежском озере и его притоках связаны с торговыми путями, проходившими из Древнего Новгорода и Балтики через Ладожское озеро в бассейн Белого моря и реки Волги. Традиционная культура судостроения и судоходства русских в Заонежье имеет признаки, свидетельствующие о Древнем Новгороде как общем центре зарождения и развития судоходства и деревянного судостроения для русскоязычного населения Севера Европейской части России. Подтверждением служит терминология русского судостроения и судоходства, сохранившаяся до нашего времени.
Со времен Петра I судостроение и судоходство в России при государственной поддержке стало развиваться с учетом европейского опыта. Появились государственные верфи и учебные заведения. Но в деревнях продолжали существовать многовековые народные традиции, которые и сейчас еще можно встретить на Белом море, на Онежском и Ладожском озерах, ряде средних и небольших озер Карелии и других губерний Северо-Западного федерального округа России.
История судоходства Кижской Волости
Кижские шхеры находятся на самом юге Заонежского полуострова, почти в центре Онежского озера. Протяженность района шхер около 50 км с юга на север и более 20 км с востока на запад. От открытого Онежского озера шхерный район закрывает Большой Клименецкий остров.
Особенностью острова Кижи и прилегающей к нему территории является большое количество островов, на которых и располагаются деревни волости, число которых в отдельные периоды достигало более сотни. Основным транспортным средством между прибрежными поселениями была лодка.
С начала заселения Кижских шхер возникла необходимость ориентации при движении по воде, что предполагает обозначение фарватеров для местных жителей, а особенно для «гостей», впервые или редко приходящих в Кижскую волость. Древние фарватеры проходили по самым коротким, безопасным и удобным для плавания на судах разных типов: «кижанках», «соймах», галиотах и других судах Балтийско-Онежского бассейна.
Самыми приметными «маяками» обозначались главные судоходные пути, по которым, очевидно, и шло первоначальное развитие поселений. Вначале это были священные еловые рощи или отдельные ели, вертикали которых хорошо читались издалека на фоне полей и лесистых холмов. Затем, с ростом числа жителей в деревнях, появились часовни, которые ставились в рощах или в деревнях, с учетом организации пространства для лучшей ориентации при движении по воде.
Особенно показательно расположение и ориентация ансамбля Кижского погоста в южной части острова Кижи. Со времени постройки первых кижских церквей, они встречают и провожают путешественника своим фасадом, ориентированным на юг. С начала ХVIII века Преображенская церковь — главный маяк в акватории шхер, организует пространство на 15-20 километров. Расположение ансамбля Кижского Погоста на разделении фарватеров помогает судоводителям — ансамбль дает возможность сориентироваться в пределах почти всех Кижских шхер.
Хотя система «досюльных» местных фарватеров Кижских шхер в ХХ веке постоянно развивалась, но часовни, священные еловые рощи и отдельные ели, остались приметными ориентирами до нашего времени. У большинства из часовен на главных судоходных путях стоят створные знаки современных фарватеров, что свидетельствует о знании местными жителями особенностей судоходства в Кижских шхерах.
Перечисленные факты из современной обстановки подтверждают роль церквей и часовен в навигации с древних времен, причем нужно учитывать, что зимний ход по льду, как правило, совпадал с судовыми фарватерами. Система знаков и ориентиров, устроенная местными жителями, действовала круглый год.
С появлением на Онежском озере регулярных рейсов из Петрозаводска в Заонежье, обслуживанием судоходства и навигационной обстановкой в советское время занимался Кижский техучасток. Границы участка были от Гарницкого маяка до Великой Губы и от Клименецкого маяка до маяка на Лейнаволоке. В Кижских шхерах, как и во всех районах с развитым традиционным судоходством, бакенщиками и смотрителями маяков были местные жители. Потомственным судоводителям была знакома акватория, и требовалось только правильное и своевременное выполнение инструкций техучастка по обеспечению безопасного судоходства в шхерах.
Известный мастер-лодочник Кижского тех-участка Михаил Петрович Рогачёв рассказывал: «Деды обычно сельским хозяйством занимались и рыболовством, ну, изредка там шили лодки, а папаша уже до войны числился на техучастке. Бакенщик был и лодочный мастер». О послевоенной организации судоходства в Кижских шхерах известно, что работу всех навигационных знаков обеспечивали смотрители трех маяков и 10-12 бакенщиков, которые зажигали бакена и створы на своем участке.
У каждой деревни были и свои, местные ориентиры, которыми жители пользовались для постановки сетей, для определения рыбных мест и просто для движения в прилегающей к деревне акватории. Это, как правило, были часовни, деревенские дома, окончания мысов, отдельно стоящие деревья. Кижанам издревле была знакома система визиров, с помощью которых они находили свои поставленные орудия лова для их проверки.
Интересная информация о путях первопроходцев — волоках, используемых и в ХХ веке, широко сохранились в топонимике Заонежья. На малых озерах, соединенных протоками, еще сохранились лодки-долбленки. Они до сих пор строятся и называются — «ушкой» или «ошкуй». По словам местных жителей, их могли перетаскивать через мелкую воду или болото. Хотя в сложившемся крестьянском укладе жизни в Кижских шхерах волоками уже не пользовались, они были знакомы и кижанам. Житель деревни Рогачёво, расположенной на острове недалеко от о. Кижи, потомственный судостроитель Михаил Петрович Рогачёв, рассказывал о своем прадеде: «Сядет прадед Егор Васильевич на берегу в лодку, «четвертную» водки поставит, и мужики через остров по суше лодку с ним тянут. Волоком прямо по земле, чтобы выпить, заработать». Так шутливое развлечение – игра ватаги мужиков-соседей, сохранило и донесло память местных жителей о навыках первопоселенцев Кижских шхер.
Из Онежского озера в Ладогу
Расположение исторической территории Кижской волости и развитое судостроение, предполагают у местных жителей и многовековой опыт навигации, причем не только в акватории Кижских шхер, но и по Онежскому озеру, и даже с выходом по реке Свирь в Ладожское озеро.
Это подтверждают сведения, собранные за четверть века у местных жителей – носителей и хранителей традиций судостроения и судоходства. Приведем только несколько сообщений, подтверждающих исторический опыт, сохранившийся в памяти кижан.
Описание крестьянского хозяйства, в котором были свои «вековечные» места лова рыбы, оставил Иван Федорович Вересов, лучший из последних мастеров-лодочников и плотников: «На берегу губки был рыбный амбар, от него к бане вела канава, в которую ставили две большие восьмиметровые лодки, стены канавы были выложены камнями. В амбаре хранили мережи, сети сушили рядом на вешалах и в бане или в ригаче. В заливе в 50 м от амбара на воде стоял рубленый садок для красной рыбы. Ловили у Пяльмы – там наши тони были, с собой возили все, а осенью убирали – тогда у всех во всем порядок был. Когда мало рыбы поймают, то в садок пускают, а когда много – сразу в Петрозаводск везут». Такое хозяйство и отработанный уклад рыбного промысла свидетельствуют о многовековом опыте этой семьи. Такой же порядок был и в других семьях, рыбачивших на своих тонях.
Из разных источников известно, что крестьяне Кижской волости ловили рыбу не только на Онеге, но и на ладожских промыслах. Об этом упоминается даже в биографии знаменитого кижского сказителя былин — Трофима Григорьевича Рябинина, крестьянина и отца большой семьи.
О традиции промыслового лова рыба на Ладоге своей семьей сообщает и Михаил Петрович Рогачёв: «Ездили мой отец со своим отцом, Яковом Егоровичем, до революции еще, на Ладогу ряпушку ловить. Специально лодки делали девятиметровые, на двух парусах, и на своей лодке ходили. Много лодок было из Кижей. Брали бочки соли туда, в общем, все что нужно – ловят рыбу, там и продают, и себе сколько надо везут. Рассказывал, что такие штормы иной раз поднимались, осень же, — мачты парусные ломало».
Факт выхода на путину в Ладогу лодок многих семей, свидетельствует о древних связях жителей Кижской волости с Ладогой — такая богатая традиция промыслов предполагает историческую связь кижских крестьян с районами рыбной ловли.
Сохранить традиционное ремесло
Имея целью сохранение и показ природных и архитектурных пейзажей вокруг острова Кижи, необходимо учитывать, что традиционные лодки-«кижанки» (и «соймы») на акватории Кижских шхер, как «фоновые» деревни и возделанные поля, являются важными, но исчезающими элементами визуального восприятия пейзажа в музее-заповеднике под открытым небом. Судоходство и судостроение — важная и самобытная составляющая жизни заонежского крестьянина, постепенно находит отражение в экспозиции музея-заповедника «Кижи».
Результаты работы по научной теме «История традиционного судостроения и судоходства Кижской волости» позволили сделать предложения по развитию Заонежского сектора главной экспозиции, которые одобрены научно-методическим Советом музея-заповедника «Кижи».
В настоящий момент представляется важным начать спланированную работу по пополнению фондов и экспозиции музея судами, постройками и различными приспособлениями. К сожалению, за небольшим исключением (лодки, приспособления) в деревнях не сохранились вышеуказанные постройки, поэтому пополнять музейные сектора предстоит макетами и новоделами.
С целью сохранения и популяризации многовековой истории и традиций судоходства и наследия судостроительной культуры исторической территории, музей «Кижи» организовал в 1999 г. первую народную гонку на традиционных лодках, которая получила название «Кижская регата». Работа музея «Кижи» по проведению «Кижской регаты» направлена на привлечение внимания общества к проблемам возможного исчезновения традиционного народного судоходства и судостроения в нашей стране.
Развитие этого народного праздника на воде способствует популяризации традиционного судоходства и судостроения и создает дополнительные условия для активного взаимодействия музея и специалистов, местных жителей и субъектов административной и хозяйственной деятельности для сохранения этой части культурного наследия.
С исчезновением мастеров исчезают лучшие произведения традиционной культуры народа и образцы отношения к труду, теряются не только старые знания, навыки, технологические приемы, но и морально – этические принципы традиционного ремесла. А если нет традиций и мастеров — мы становимся беднее, и материально и духовно, «и рвется нить времен».
В настоящее время в деревнях, окружающих остров Кижи, живут мастера, сохранившие традиции судоходства и судостроения (Иван Васильевич и Николай Васильевич Судьины, Юрий Алексеевич Степанов, Михаил Петрович Рогачёв, Федор Егорович Лисицын, Борис Петрович Никитин, Сергей Николаевич Филин, Иван Иванович Ульмер и др.). В современный период местным жителям традиционные ремесла не сохранить без поддержки государства, музеев, без создания специализированных центров не только в музее «Кижи», но и в деревнях исторической территории Кижской волости для вовлечения молодого поколения в реальную работу по изучению и сохранению народной культуры.
Р.S.: Основа настоящей статьи — дневниковые и экспедиционные записи и наблюдения автора, сделанные с 1972 года в поездках по исторической территории Кижской волости и другим районам Северо-Запада России. Много интересных сведений осталось до сих пор в исторической памяти потомственных крестьянских семей нашего края.
Автор благодарит всех, кто помог в сборе информации по теме, и просит жителей Кижской волости, Заонежья и других районов Карелии передавать в музей «Кижи» для фиксации и дальнейшего изучения сохранившиеся в семье сведения и фотографии о судоходстве и судостроении их дедов и прадедов и о его современном состоянии.
Использованная литература:
- Круковский М.А. «Олонецкий край. Путевые заметки», С-Пб., 1904г.
- Максимов С.Н. «Год на Севере», С-Пб., 1854г.
- Озерецковский Н. Я. «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому», Птз., 1989 г.
- Сорокин П.Е. «Водные пути и судостроение на северо-западе Руси в средневековье», СПб., 1997г.,
- «Статистическое бюро Олонецкого губернского земства. «Кустарные промыслы и ремёсленные заработки крестьян Олонецкой губернии», Птз., 1905г.