Изучая мир детства Vkontakte@kizhi

Н.М. Винокурова, Э.В. Аверьянова, Л.В. Шилова Воспитанники д/о № 108

24—26 января 2006 года музей-заповедник «Кижи», РДМЦ, Министерство образования и по делам молодежи провели V Республиканский научно-практический семинар «Мир детства в традиционной и современной культуре. Музейно-образовательные подходы».

Руководили семинаром Н.М. Винокурова, главный специалист Министерства образования и по делам молодежи Карелии и Л.В. Шилова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи».

65 участников из города Петрозаводска и шести районов Карелии (Беломорского, Кондопожского, Медвежьегорского, Олонецкого, Пудожского, Пряжинского) в течение трех дней работали над вопросами этнопедагогики, этнокультурного потенциала музеев и музейных коллекций Карелии, как ресурса воспитания и развития подрастающего поколения. Участники семинара прослушали более 30 выступлений, в которых были представлены научные исследования в области истории и этнографии детства, а также музейно-педагогический опыт актуализации и интерпретации детства в традиционной и современной культуре.

С приветственным словом перед участниками семинара выступила директора музея-заповедника «Кижи» Э.В. Аверьяновой, которая поздравила всех присутствующих с началом работы семинара в знаменательный год, когда музей «Кижи» отмечает свое 40-летие. Директор музея познакомила слушателей с перечнем мероприятий музея-заповедника «Кижи», посвященных этой знаменательной дате.

Первый день был посвящен научным исследованиям по теме семинара. Его открыла известный ученый-фольклорист, доктор филологических наук С.М. Лойтер, которая назвала музей-заповедник «Кижи» ведущим фольклорным центром Карелии. «… Кроме того, музей уже более 10 лет принимает активное участие в решении национальной идеи – воспитании и образовании подрастающего поколения», — сказала С.М. Лойтер. Педагогам была предложена авторская программа С.М. Лойтер «Русский фольклор в школе», рассчитанная на преподавание с 1 по 10 класс.

На семинаре были затронуты вопросы традиционного воспитания у коренных народов Карелии, таких как карелы и русские. C темой воспитания в карельской семье собравшихся познакомили: О.П. Илюха, зам. директора института языка и литературы КарНЦ РАН и И.Б. Семакова, главный специалист Государственного комитета по делам национальной политики Карелии.

Культуре русских Заонежья было уделено особое внимание. Большой интерес вызвала выставка из фондов музея-заповедника «Кижи», посвященная особенностям основных периодов жизни крестьянского ребенка XIX – начала XX вв. «Детство — пора золотая…». Важнейшей ее темой стало трудовое воспитания детей в крестьянской семье. Интересным моментом выставки является тема празднования Рождества Христова, как одного из ярких событий в жизни ребенка. И.И. Набокова, научный сотрудник отдела фольклора, представила очень интересный материал, посвященный традициям пестования детей в Заонежье.

Огромное значение в воспитании детей во все времена имела игра. В.В. Горятнина, доцент кафедры педагогики и психологии ПетрГУ, представила слушателям несколько теорий происхождения игры, как вида человеческой деятельности, и раскрыла педагогические возможности различных видов игр. Н.С. Михайлова, научный сотрудник отдела фольклора музея, продолжила тему игры, акцентировав внимание на игровой культуре в народной педагогике. Совместно с детской группой фольклорно-этнографического театра музея «Кижи», она продемонстрировала игры крестьянских детей в рамках нового лектория музея «Игры крестьянских детей».

Второй день семинара был посвящен музейно-педагогическим подходам к интерпретации темы детства в современной и традиционной культуре. Заседание началось с очень важного доклада. Н.М. Винокурова, представила слушателям принятую Правительством РФ в 2005 году Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.», а также рассказала о том, какие задачи необходимо решить в Карелии по реализации этой программы. Н.М. Винокурова познакомила слушателей с приоритетными национальными проектами в сфере образования, в число которых вошел и РДМЦ, и акцентировала внимание на задачах по усилению музейно-образовательного аспекта в воспитании детей.

Вопросам интерпретации темы детства посвятила свое выступление Л.В. Шилова. Она познакомила слушателей с опытом работы в этом направлении ведущих музейно-педагогических и детских центров России. Ею была представлена интересная выставка литературы, посвященная современным музейным формам и технологиям работы с детьми.

Многолетним опытом в области музейно-педагогических подходов к миру детства поделились партнеры РДМЦ. И.А.Коровина и Е.А. Кононова — педагоги Республиканского центра детского и юношеского туризма — в театрализованной форме представили свой новый проект «Карельское подворье». М.В. Щербак, заведующая экскурсионно-туристическим отделом Карельского государственного краеведческого музея, поделилась опытом в проведении детских музейных праздников. В.А. Жукова, преподаватель Петрозаводского музыкального училища, руководитель детского фольклорного ансамбля «Перегудки», рассказала о том, какое значение имеет музей в воспитании детей. Н.В.Шевелева посвятила свое выступление роли музейной педагогики в профессиональном и личностном становлении будущих педагогов.

Третий день семинара полностью был посвящен деятельности РДМЦ, который представляет собой систему музейно-образовательных комплексов, площадок, программ, образовательных маршрутов. В школе № 43 участники семинара смогли познакомиться с новой выставкой, музейно-образовательного комплекса «Дети – цветы земли», которая создана из фондов Музея истории образования Республики Карелия и музейно-образовательного комплекса «Родник». Гостям были показаны открытые уроки с использованием музейно-педагогических технологий. Участники семинара побывали на уроке английского языка «Путешествие на остров Кижи», на уроке изобразительного искусства «Хоть игрушка и забава, но придется вам по нраву». Большой интерес вызвало музейное занятие по теме: «Какой была школа в Кижах», воссоздающее модель старой деревенской школы.

Перед участниками семинара выступили и детские творческие коллективы. Фольклорная студия под руководством педагога Т.В. Карнышевой представила фрагмент Святочной программы. Приятно удивили всех сказочные коллекции одежды, выполненные в духе современного осмысления традиций, которые продемонстрировали участницы школьной дизайн-студии.

На открытом занятии по программе «Дом» в детском саду № 108 участники семинара смогли поучаствовать в качестве зрителей и болельщиков. Две команды: «Шутилкино» и «Придумкино» состязались в знании старинных предметов, пословиц, поговорок, умении придумать и рассказать сказку, быстро собрать пазлы с изображением старинного крестьянского дома. Родители ребят принимали самое горячее участие в этом мероприятии и удивили всех своей фантазией в области кулинарного искусства.

Проведенное по итогам семинара анкетирование показало, что тема семинара является актуальной, а прозвучавшие на семинаре рекомендации – полезные, нужные и своевременные. Высказаны интересные предложения для определения тематики будущих семинаров: «Музыка в музейно-образовательных программах», «Проектирование выставок для детей», «Вещеведческие технологии», «Информационные технологии и музейно-образовательные программы».

Семинар удался, его участники глубоко удовлетворены предложенной программой и выразили готовность к сотрудничеству в дальнейших программах и проектах РДМЦ.

Наталья ВОРОНИНА, зав. сектором развития музейно-образовательных баз и работы со школами

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф