Экскурсовод — лицо музея @kizhi
Завершился еще один туристический сезон в музее «Кижи». Более 167 тысяч посетителей смогли прикоснуться к красотам Заонежья: увидеть удивительные храмы, добротные крестьянские дома, полюбоваться неповторимой природой.
Ежегодно ранней весной большие круизные теплоходы и быстроходные «Кометы» торопятся встать у причала «Кижи» и порадовать туристов необыкновенной гармонией деревянной архитектуры и северной природы. Для сотрудников экскурсионного отдела, как, в общем, и для многих музейщиков именно в это время года начинается сезон. Весна, пожалуй, самое хлопотная пора, когда необходимо завершить все подготовительные работы к приему туристов. А это и заключение договоров с туристическими организациями, и освоение и адаптация новой программы по продаже услуг «TicketNet», и обучение экскурсоводов (в 2005 г. не менее 125 человек), заключение с ними контрактов, и подготовка общежития для их проживания в согласии с другими отделами музея. Мало того, необходимо и самим собраться для переезда на «летние квартиры».
Наконец, 18 мая, 8 часов утра — у кижского причала два теплохода: «Кржижановский» и «Новиков-Прибой». В дни приема первых посетителей не можешь избавиться от непонятной раздвоенности: то ли все еще продолжается предыдущий сезон, то ли начался новый — «И это только начало?!». Но совершенно незаметно втягиваешься в привычный ритм, радуешься встречам со старыми, новыми знакомыми и пропускаешь через себя туристов, туристов, туристов… Сколько их? Какие они?
Музей посещает разнообразная публика, начиная с тех, кто долго и настойчиво стремился увидеть Храм Преображения Господня и, заканчивая теми, кто совершенно случайно, за компанию с друзьями, приехал на остров погулять и отдохнуть, но таких, к счастью, немного. Конечно, основная часть наших посетителей прибывает в музей на столичных круизных теплоходах. В основном (60,7%) это иностранные граждане, часто преклонного возраста не готовые к пешеходной экскурсии, но, тем не менее, довольные совершенной прогулкой, увиденным и общением с экскурсоводом. Большинство из них, если верить анкетам, влюбляются в «Кижи» и будут советовать своим друзьям и знакомым приехать в наш музей.
Но самыми любимыми посетителями музея являются наши соотечественники. Многие из них неоднократно побывали на острове и с удовольствием приезжают сюда вновь и вновь. Часто на зимних экскурсиях слышишь от туристов: «А мы были здесь летом и решили посмотреть, как выглядят Кижи зимой!» или наоборот. Но более всего начинаешь гордиться тем, что ты живешь и работаешь на острове Кижи, когда и благодаря тебе осуществилась чья-то давняя мечта: «В жизни у меня было три мечты — побывать заграницей, на Байкале и в Карелии. И я так рада, что их осуществление меня не разочаровало!».
Не разочаровать посетителей музея, поддержать и усилить их положительные эмоции дело непростое. В нынешнем году 129 штатных и нештатных экскурсоводов часто были единственными представителями музея, с которыми общались туристы. Поэтому неслучайно мы говорим о том, что экскурсовод — это лицо музея. Именно он способен создать особое настроение для восприятия экспозиции.
Наблюдающие за работой экскурсовода со стороны, видят его малейшие неточности и ошибки. Но только те музейные сотрудники, которые сами не так давно были начинающими гидами, могут понять насколько трудно в первые годы работы охватить и применить в рассказе огромный объем прочитанной и полученной на курсах информации, насколько трудно бывает поладить с капризными туристами, среди которых достаточно людей настроенных скептически.
Можно по-разному относиться к ребятам, которые берутся за такое сложное дело — общение с посетителем. Как правило, наши экскурсоводы — это студенты петрозаводских вузов с небольшим жизненным опытом и часто совершенно без какого-либо опыта работы. В музей они идут за языковой практикой, из любопытства и заработать. Но очень часто после первого сезона все это оттесняет на второй план трепетное отношение к острову, желание встреч с ним и новые друзья — единомышленники. Есть среди наших гидов истинные патриоты музея «Кижи», начавшие экскурсоводческую деятельность еще в студенческие годы и в течение многих лет после окончания института приезжающие на остров.
Какой бы экскурсовод не встретил туристов — начинающий или опытный — в книгах отзывов находишь примерно одинаковые записи, вроде следующей: «Спасибо всем, кто работает в музее, особенно ребятам студентам, променявшим свой летний отдых на работу на острове!» Мы, сотрудники экскурсионного отдела, также благодарны нашим гидам за отзывчивость к нашим просьбам и терпение, которые они проявляют, выходя на бесплатные дежурства, или часами ожидая опаздывающий теплоход, за их непритязательность — ведь жить в домах XIX — XX вв. с удобствами того же периода не каждый сможет.
Многие считают, что сезон 2005 года неудачный для музея: туристов приехало меньше, денег заработали тоже меньше. Но надо сказать, что всех, кто приехал на остров, радушно встретили, предоставили всевозможную информацию о музее, предложили все имеющиеся экскурсии, а это и прогулка с экскурсоводом по основной экспозиции, посещение Карельского сектора, неоднократные многочасовые экскурсии по «Кижскому ожерелью» с посещением Пудожского сектора. В прошедшем сезоне к услугам посетителей предлагались аудиогиды на русском, английском и финском языках со всевозможной тематикой, но экскурсия по маршруту «Традиционная культура русских Заонежья» с посещением церкви Покрова Пресвятой Богородицы и д. Ошевневых была по-прежнему самой востребованной. Популярными в 2005 г. стали индивидуальные экскурсии, которые от всех прочих отличает непосредственное общение с экскурсоводом и приемлемая стоимость.
Да, посетителей в сезон 2005 г., действительно на 9 тысяч меньше, чем в прошлом году, но больше чем во все предыдущие годы. «Потерянные» 9 тысяч — это иностранные туристы, не приехавшие на остров на круизных теплоходах из-за независящего от музея кризиса в Европе, поднявшихся цен на путевки и на неделю позже обычного начавшейся навигации. В общем, по тем или иным причинам до музея не дошло более 80 теплоходов, а это по самым грубым подсчетам, примерно, 12 тысяч человек.
С другой стороны, отрадным является то, что в 2005 г. на 8 тысяч увеличился поток российских туристов. Конечно, 8 тысяч россиян не внесут в кассу музея такой суммы, какую мы могли бы получить с иностранцев, да и хлопот с соотечественниками больше. Как правило, большинство из них неорганизованная публика, приезжающая в музей на туристических «Кометах» или на индивидуальном водном транспорте, не подающая заранее заявки на экскурсии, но желающая получить подобную услугу. Но никакие хлопоты не сравняться с моральным удовлетворением от общения с людьми, которые живут на одной с вами земле и в большей степени, чем заграничные посетители, могут почувствовать дух ушедшего времени.
31 октября прощальный гудок последней «Кометы» возвестил о завершении очередного туристического сезона в музее «Кижи». После летнего паломничества, шума и суеты на остров Кижи пришел покой, а с ним и короткие осенние и зимние дни, безлюдье и привычная тишина. Наверное, это хорошо — земле, храмам нужно отдохнуть от бесконечного потока туристов, восстановить силы, чтобы через полгода встретить их вновь зеленью трав, синевой водной глади и бесконечно высоким небом.
Из «Книги отзывов»
Тридцать два кижских экскурсовода получили искреннюю благодарность туристов за свою работу. Листая «Книгу отзывов», можно прочесть: «…Спасибо всему персоналу за сохранение красоты и чистоту кругом. …За высокий профессионализм, эрудицию. …За прекрасный содержательный рассказ про Кижи. …Личность экскурсовода затмила ненастную погоду! …Экскурсия прошла на одном дыхании при неугасающем интересе группы. …Выражаем огромную благодарность за интересную, духовную, познавательную экскурсию. Захотелось приехать сюда еще и пожить среди такой благодати! …Благодарим за интересный рассказ, полный любви к своей земле. Желаем музею сохранить свою первозданность, а работникам — здоровья, успехов, счастья!»