Время ямских колокольчиков в Петрозаводске @kizhi
С 11 ноября в Лекционно-выставочном комплексе музея «Кижи» на ул. Федосовой, 19 вниманию посетителей представлена выставка «Музыка дорог», впервые объединившая для показа две крупные коллекции ямщицких колокольчиков – частную и государственную музейную.
Из 171 экспоната выставки 103 из коллекции сотрудника Карельского научного центра РФАН, члена Ассоциации колокольного искусства России Олега Лаврова и 68 колокольчиков из фондов музея «Кижи», бережно сохраняемых и подготовленных к экспонированию хранителем фондов Людмилой Поповой.
Идея партнерского проекта принадлежит автору выставки Виоле Гущиной, старшему научному сотруднику музея «Кижи», заслуженному работнику культуры Республики Карелия. Именно соединение в одном пространстве двух коллекций позволило наиболее масштабно и полно представить ямщицкий колокольчик как уникальное явление русской народной культуры и пробудить интерес детей и взрослых к своеобразному виду памятников материальной культуры прошлых столетий – поддужному колокольчику. Считается, что ямщицкий колокольчик появился в последней трети XVIII - начале XIX века на почтовых, курьерских, фельдъегерских тройках в связи с потребностью российской почтовой службы в сигнальном средстве. С помощью звона колокольчика можно было заблаговременно извещать о прибытии того или иного конного экипажа на специально оборудованную станцию для замены уставших лошадей свежими. «Голос» колокольчика был также своего рода условным звуковым знаком, который обязывал другие негосударственные конные экипажи уступать дорогу едущей тройке. На выставке демонстрируются первые датированные валдайские колокольчики начала XIX столетия, на самом раннем из них надпись «МАСТЕРЪ ФИЛИПЪ ТЕРСКОЙ ВЪ ВАЛДАЕ 1802 Г».
На многих колокольчиках, представленных на выставке, Вы сможете прочитать имя его мастера или заказчика и место изготовления (город, село, деревня, уезд, губерния). Благодаря литым надписям на многих колокольчиках навсегда запечатлены имена народных умельцев, чьими руками создавался и множился звонкий символ России. Изготовление колокольчиков развивалось в рамках семейно-наследственного кустарного промысла. Экспонаты выставки представляют династии знатных мастеров: Смирновы, Митрофановы, Усачёвы (г. Валдай); Трошины, Клюйковы, Чернигины, Веденеевы, Кузнецовы, Молевы, Овечкины (село Пурех); Кисловы (г. Касимов); Юхи Тинсиярви, Юутилайнены (Финляндия); Андерс Ханссон Тегстрём (Швеция).
Колокольчики расположены в витринах таким образом, чтобы наглядно познакомить посетителя выставки с продукцией главных литейных центров, с историей поддужноколокольного производства России, Великого княжества Финляндского, Швеции, связанных на протяжении XIX – начала XX века единой системой почтовой связи. Экспонаты выставки происходят из основных литейных центров России: г. Валдай Новгородской губернии, село Пурех Нижегородской губернии, г. Касимов Рязанской губернии, Вологда, Тюмень, Слободской, Павлово; Финляндия: Каакамо, Кангасы, Нурмо; Швеция: провинция Даларна, деревня Густафс.
Внимание посетителей выставки, как в давние времена внимание покупателей, обязательно привлекут литые надписи на колокольчиках в виде поговорок, пословиц, прибауток и т.д. Это так называемый пластический фольклор, простое, меткое народное слово, отлитое в металле. Вот только некоторые из надписей: «КУПИ БАРИНЪ НИ СКУПИСЬ СО МНОЙ ЕЗДИ ВИСЕЛИСЬ», «КТО КОЛОК. КУПИТЪ ТОТЪ СЧАСТЛИВЪ БУДЕТЪ», «ЗВЕНИ УТЕШАЙ ЕЗДИТЬ ПОСПЕШАЙ. СПБ», «СДАЛЕЧА ВЕСТОЧКУ СОБОЮ ПОДАВАЙ 1815». В разговорном жанре, часто с грамматическими ошибками, эти подписи удивительно смотрятся в долговечном материале - бронзе.
На выставке представлены колокольчики, украшенные барельефами с различными орнаментами, изображениями: Георгия Победоносца, птицы, солярных, древа жизни; с клеймами-оттисками медалей.
В основном в экспозиции представлены поддужные или дужные колокольчики, получившие своё название от места подвески под деревянной дугой средней лошади русской тройки – коренника. Помимо поддужных колокольчиков демонстрируются и другие составные части конской упряжи, выступавшей своеобразным музыкальным инструментом: бубенцы, ожерелок, звонок седелочный, колокольчики подшейные.
В XIX веке колокольчики и бубенцы становятся непременными атрибутами свадебного поезда и народных гуляний с катанием на тройках. На выставке можно увидеть свадебные колокольчики с характерными литыми надписями: «1810 СЕЙ КО ЛИТЪ ВАЛДАЕ КОГО ЛЮБЛЮ ТОГО ДАРЮ», «АМУРЪ ЛЕТАЕТ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЪ МИЛУЮ НАЙТИ ДЛЯ СЕРД». В центре зала представлены выездные сани 1927 г. с космозерской росписью, праздничная упряжь и свадебно украшенная дуга с полотенцем, лентой и колокольчиками. Арт-объект в технике изонити в виде силуэта лошади и общий дизайн выставки выполнен Ириной Панковой, дизайнером музея «Кижи».
В выставочном пространстве предусмотрена интерактивная составляющая. И маленький, и большой посетитель может попробовать при помощи деревянных молоточков сыграть на семи поддужных колокольчиках, подвешенных на импровизированной звоннице.
Поддужный колокольчик в XIX веке был заметным явлением не только в таких сферах российской жизни как почтовая связь, гужевой транспорт, кустарная промышленность, быт, но и в литературе, искусстве, музыке. Атмосферу выставки создает и мультимедийное сопровождение с видеофрагментами мчащихся троек, «голосами» колокольчиков, песнями и романсами в исполнении знаменитых певцов России: А. Вяльцевой, Н. Плевицкой, В. Козина, П. Лещенко, С. Лемешева, Л. Руслановой, Н. Никитского.
Ждем Вас на выставке «Музыка дорог» (ул. Федосовой, 19) до 21 декабря.