Традиционное судостроение на Русском Севере. Знакомство с опытом работы @kizhi
В конце августа состоялась экспедиция по изучению истории и современного состояния народного судостроения и судоходства в Кемском и Беломорском районах. Работа началась знакомством с экспозицией Соловецкого морского музея, который является первым в России общественным музеем, причём вход в него бесплатный. В бывшем сельдяном сарае, где зимой хранились и ремонтировались монастырские сельдяные баркасы, сейчас строится копия яхты для Петра I, построенной в 1763 году в Архангельске с участием молодого государя – плотника. Строящееся судно является визуально - смысловым центром пространства музея, вокруг которого на старинных бревенчатых стенах разместились современные витрины экспозиции по истории Соловецкого Поморья. Прямо на берегу хранятся коллекция находок деталей больших промысловых судов и уникальная реплика большой лодки – шняки, «шитой» Михаилом Неймарком по старой технологии - «вицей» - распаренным еловым корнем.
Работа в Кеми началась с осмотра береговой линии с новыми и старыми карбасами, продолжилась с коллегами в музее, в основном с однокурсником Б.А. Гущина - Г.С. Сонниковым, который в середине 1990-х годов после знакомства с «Полярным Одиссеем», стал заниматься сбором информации, для сохранения истории судостроения в районе. О возможностях участия в «Кижской регате-2009» команды из района, начали разговаривать с заместителем главы администрации С.И. Ильиной. Встречу пришлось прервать и срочно выехать в о Панозеро, куда только два раза в неделю бегает старенький частный микроавтобус.
В старинной карельской деревне, где сохранилось около трёх десятков домов, финский писатель Марку Ниеминен, при поддержке международных фондов, уже много лет ведёт большую работу по изучению и сохранению традиционной культуры. В этом проекте не один год работали бывшие сотрудники нашего музея - супруги Яскеляйнен. Елена занималась с женщинами деревни сохранением духовной культуры и ремёсел, а Александр обучал основам народной архитектуры и навыкам плотницкого ремесла небольшую бригаду. Для знакомства со спецификой реставрационных работ, несколько молодых людей из Панозеро, даже приезжали на остров Кижи. По разному можно относится к этому сложному социально - культурному эксперименту рядом с посёлком рабочих бывшего леспромхоза, но успехи в сохранении деревни и традиционной народной культуры видны на каждом шагу. Даже в большом посёлке все здороваются с незнакомыми людьми, особенно дети, которые очень стараются показать своё знание карельского языка, ну хотя бы – «Терве», а с пожелания здоровья страннику и начинается таинственная и непостижимая для современного человека духовная культура народа.
Радуют и материальные свидетельства возрождения традиционной культуры карельской деревни. Построены столярные мастерские и гараж, работает пилорама. Отремонтировано несколько бань и несколько амбаров – проведена переборка срубов и восстановлены безгвоздевые кровли «по курицам и потокам». Заканчивается строительство второго традиционного крестьянского дома, в котором будет жить ещё одна семья, работающая в проекте. Работы выполняются бесплатно для местных жителей, а все материалы и работа плотников оплачиваются в проекте по современным расценкам.
Удивительный вид и берега деревни Пялозеро: бани и мостки около которых стоят традиционные карельские лодки, а в одной две девушки против течения реки гребут к деревне Остров на противоположном берегу. Местные плотники по программе проекта научилась шить лодки у мастера Тайто Малинена из Юшкозера. За пять лет бригадой построили 23 лодки и каждый год на деревенском празднике лодки дарились жителям, теперь у каждого дома в деревне есть своя лодка, и проводятся свои, пялозерские гонки. Много интересных сведений по истории местного судостроения и особенностях судоходства было записано у старожилов Панозера.
Мне повезло – в тот же день приехал и руководитель всех работ Марку. Он уже раньше интересовался «Кижской регатой», получал и наши приглашения, но такую поездку за 500 километров необходимо хорошо продумать и подготовить. Заинтересовался он и конкурсом «Народная лодка», поэтому можно надеяться, что в проекте найдётся возможность участия местной молодёжи в ежегодной гонке на о. Кижи. Николай Золотоверх, бессменный бригадир сказал, что они смогут построить к регате настоящую двухштевневую лодку - «карелку», которая заинтересует наш музей.
В Кеми удалось поговорить о местном судостроении со старым мастером А.Е. Гагариным и встретится с клубом «Преграда», который уже несколько лет проводит межрегиональный экологический лагерь на Кузовах. Ребята, с помощью Красного креста, готовы приехать на «Кижскую регату» и будут искать карбас, но пока не знают, как довести лодку, где взять на это деньги. Закончились встречи, где и начинались в кабинете у Светланы Ивановны подведением итогов. Интерес к народному судостроению и к участию в регате у районной администрации есть, но денег для этого нет. Поэтому работа по подготовке команды и поиску партнёров ещё предстоит, есть надежда и на совместную программу с Марку Ниеминеном, и на помощь Республиканского оргкомитета.
«Беломорский район в таком же положении хочется отправить команду, но помочь нечем, нет на это денег, на весь спорт в бюджете района на год всего 50,0 тысяч рублей», - сказала зам. главы района Л.Г. Силомахина. Здесь знают всех мастеров - лодочников и туристов - водников, поэтому в тот же день смогли собраться и Центр Поморской культуры и Станция туристов. В Центре есть карбас, который построили под руководством В.А. Васильева на средства гранта Министерства Культуры РК, у Станции есть возможность отправить свою команду, вопрос в доставке одного – двух карбасов. Построить карбас известные лодочники из Колежмы братья Лёгкие могут и в Петрозаводске.
Пришли к согласию, что общими усилиями ситуацию можно изменить, но может и Правительство помочь конкурсными грантами за хорошую программу подготовки команды из районов.
В конце сентября с аспирантом Сергеем Королёвым, состоялась первая совместная с КГПУ экспедиция, в ходе которой удалось объехать более 20 деревень и городов и собрать много интересного материала об особенностях традиционного судостроения озёр Ильмень, Чудское, Ладога и реки Свирь. Полученная информация подтверждает выводы о самостоятельности и самодостаточности судостроительного потенциала каждого озера, родстве терминологии и даёт полную картину особенностей происхождения, отличий и сохранения традиционных типов судов и технологии строительства, с учётом исторических особенностей развития каждого бассейна и региона в целом.
На всех крупных озёрах было сильно развито рыболовство, которое в советское время велось бригадами рыболовецких колхозов. По словам местных рыбаков волна на больших озёрах очень серьезная. Для традиционного лова - траления неводами использовались традиционные соймы и большие лодки. Был двойник – 2 лодки или соймы на парусах тащат сеть за два конца, а с неводом - уже 4 лодки, а если невод-двойник, то тралили 8 лодок, по 4 с каждой стороны. Такие лодки и соймы еще есть, но сейчас неводами ловят только частники.
В д Чавницы на северо-восточном берегу оз. Ильмень Алексей Павлович Одинцов (1933г.р.) рассказывал, что рыбацкие лодки все были большие по 9-10м, строили у дома заказчика и все помогали. Стапель простой на брёвнах крепился киль - «маточная доска», к ней - штевни – «пыжи», потом шпангоуты ставили, которые по лекалам делали из доски-100мм, потом приколачивали к шпангоутам доски встык друг к другу – «вгладь». Он подарил нам свою бесценную тетрадку с полным описанием технологии строительства рыбацких лодок.
Главное отличие ильменьского и чудского судостроения от онежского в том, что корпуса лодок и сойм здесь никогда не шили внакрой, а только вгладь с конопаткой в паз под специальную рейку, закреплённую ластами – металлическими скобами. Сейчас почти перестали шить деревянные суда, строят железные, но по старым шпангоутам. В селе Усть-Река больше 30 металлических сойм в речке и 5 - 7 на море. «Деревянные суда лучше», - говорят рыбаки, «но лес дорогой, железные, хотя опаснее – тонут, но служат 20-30 лет, а деревянные – 8 лет, и волной их разбивает друг о друга».
На новгородских реках и малых озёрах до сих пор можно увидеть «челны» долбленые из осины, борта которых разворачиваются и наращиваются досками, а на псковских - остались древние «камейки» - две долблёнки, соединённые круглыми шпонками. Одну камейку удалось увидеть в монастыре прп. Ануфрия Мальского, длина долблёнок 3,5 до 5м, ширина 45-50см, толщина стенок около 2см.
На Псковском озере в Обозерье, называли челнами большие – 5-6м, но узкие - 60-70см лодки из досок, другие - назывались гребные лодки: «троянка» – 6-7 м шириной 1,0-1,2м, «пятерёнка» - 6-7м длиной и еще шире, груза берёт на борт 2000 кг- 2300кг. Употребляется к лодкам большого размера и второе название - «лодья». Были и тральные лодки длиной до 15 м, с высотой мачты 11м и 3 парусами площадью 145 квадратных метров грузоподъемностью около 40 тонн.
Новенькие «челны» ещё делают в д. Киршино два брата Самохваловы Александр Михайлович(1961г.р.) Геннадий Михайлович(1975г.р.). Старший построил около 30, а младший – 6 лодок, сейчас строит седьмую.
Недалеко от места Ледового битвы Св. Александра Невского в д. Самолва на Чудском озере повезло встретиться со старым мастером Тимофеевым Петром Николаевичем (1936), который строит новую лодку. В мастерской в сарае своего дома он показал и рассказал много секретов и особенностей технологии ластового чудского судостроения. В с. Подлипье мастер Харитонов Геннадий Николаевич (1935г.р.) подтвердил, что для себя строили лодки многие рыбаки, а по заказу – самые лучшие. А также сообщил о том, что в 1948году старики начали строить соймы и лодки сначала в мастерских на рыбозаводе, а потом была организована колхозная судоверфь, кирпичные корпуса которой ещё стоят на берегу.
На обратном пути в Новой Ладоге увидели лодки сшитые по нашей технологии «внакрой». Руководитель КЮМа В. Н. Голубков с интересом принял предложение об участии в «Кижской регате - 2009» - будем ждать гостей с Ладоги.
Река Паша, левый приток Свири ещё с допетровских времен была известным центром народного судостроения. На берегу у моста ещё стоят старые, да и одна-две новые лодки - выше по течению в Рыбежах были самые хорошие лодочники.
В посёлке речников Свирица ещё в ХХ был центр судостроения. Здесь стояли большие ДОКи и лодочный цех. Галина Николаевна Кабанова, хозяйка современного предприятия «Северная Венеция», занимается речным транспортом и рыболовством. Название своей компании она дала историческое – так называли разветвлённое устье реки Паши, обжитое людьми за века судового, рыбного и лесного промыслов. Её отец Корнилов Николай Иванович - мастер – лодочник. Деды и прадеды в селе Емском, делали баржи, до сих пор дом там стоит. Она сама с братьями и сёстрами помогала отцу строить лодки прямо в избе, брат Сергей Николаевич (1935) ещё шьёт лодки. Есть у неё земля под строительство «Туристического центра» с историко-культурным уклоном, где, в память отца, будет построен дом лодочника с мастерской.
После экспедиции состоялась поездка в Кижскую округу, где специалисты из Пединститута изучали лучшие лодки – кижанки, сейчас в главном корпусе идёт подготовка к закладке кижанки. Уже подписан договор о творческом сотрудничестве музея с КГПУ. Надеемся, что с участием наших и других мастеров в главной экспозиции музея начнётся строительство лодок народов Карелии, с которым смогут познакомиться посетители нашего музея. Архитектор Александр Скворцов уже подготовил по заданию музея, для обсуждения на методическом и производственном советах, научно-обоснованные эскизные предложения по выставочному комплексу традиционного судостроения и судоходства.