Детские дни в Петербурге @kizhi
С 19 по 23 сентября в г. Санкт-Петербурге проходил Первый Всероссийский фестиваль детских музейных программ «Детские дни в Петербурге». 19 крупнейших музеев города принимали по специальным программам детей, их родителей и учителей. В это же время в город на Неве съехались около 200 специалистов из более чем 60-ти российских музеев. География обширнейшая — от Калининграда до Находки.
Проведению фестиваля предшествовал конкурс музейно-образовательных проектов и программ, в котором приняли участие 85 проектов из 69-ти музеев России. В результате было выбрано 15 финалистов. Музей-заповедник «Кижи» также принял участие в конкурсе. Хотя проект «Социокультурная, музейно-образовательная программа «Республиканский детский музейный праздник „Кижи — мастерская детства — 2005“ не вошел в число финалистов, но был дополнительно отмечен в числе восьми музеев как комплексный, долгосрочный и творческий музейно-образовательный проект.
Теперь уже нельзя представить музея, который бы не работал по специальным программам для детей. В ходе фестиваля прошел показ наиболее интересных детских программ, разработанных петербургскими музеями, на площадках этих музеев. Интересную программу — «Час маскарадного удовольствия» — представил Государственный музей-заповедник «Царицыно» (г. Москва). Программа рассчитана на учащихся младших и средних классов. Участники фестиваля на время стали детьми, которых готовили к балу, обучали старинным изысканным манерам, учили танцевать менуэт и другим премудростям двора.
Государственный музей политической истории России представил детскую программу «История в нас и вокруг нас», в рамках которой были показаны театрализованные занятия «Как это было». Занятия проходят в «земской школе» и в «классической гимназии» эпохи императора Александра II, ведут их «земский учитель» и «классная дама». Соответствующий интерьер, школьные принадлежности, одежда педагогов, их речь, манеры — все это создает полное ощущение присутствия в той эпохе.
С очень интересной программой познакомили нас в Литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. «Сундук с Шереметевского чердака» — это игра, увлекательная и для детей, и для взрослых. Суть ее в том, что посетители выбирают в старинном сундуке вещи, которые могли принадлежать Анне Ахматовой, подбирают из предложенных документов (воспоминаний, дневников, писем), а также напечатанных на старой машинке ахматовских стихотворений те, которые ассоциируются с данным предметом. Кульминация игры — экскурсия, которую ведут сами посетители, пытаясь определить в экспозиции возможное место для выбранных вещей.
Анализируя представленные программы, обобщая увиденное, можно выделить и некоторые тенденции. Во-первых, музеи меняют свое отношение к использованию подлинных предметов: все чаще посетителю дается возможность соприкасаться с подлинником, брать его в руки, измерять, сравнивать с другими предметами. Не нужно доказывать, что впечатления и ощущения от такого взаимодействия иные, нежели от его простого созерцания. Во-вторых,— широко используется театрализация при проведении занятий, экскурсий. Например, экскурсия по фондохранилищу Государственного Эрмитажа в Старой деревне построена в форме игры-путешествия «В поисках ларца», которую ведут «старый хранитель» и «добрая фея».
Интерактивность широко используется и другими российским музеями, это можно было проследить и в ходе презентаций своих программ музеями — победителями I этапа конкурса. Лучшей была признана программа «Бери, что дают» музея-квартиры С. М. Кирова (г. Санкт-Петербург), которая через постоянную экспозицию, а также небольшую временную выставку, используя сюжетно-ролевую игру, поднимала проблему снабжения населения в годы советской карточной системы.
Ознакомившись на фестивале с методами работы российских музейных специалистов, стало очевидным, что многие представленные формы работы используются и в нашем музее.
Для музея-заповедника «Кижи» работа с детьми, работа по детским программам — направление далеко не новое. С 1994 года — с момента образования Республиканского детского музейного центра — эта деятельность стала одной из основных, систематической и нацеленной на долгосрочный период. Но возможности в этом направлении безграничны, разнообразие форм и методов велико.
Первый Всероссийский фестиваль детских музейных программ состоялся. Проанализировав и обобщив опыт российских музеев в области разработки музейно-педагогических и социокультурных проектов и программ, он доказывает, что выбранное направление современно, перспективно. Музей, занимающийся разработкой таких проектов и программ, расширяет круг потребителей музейных услуг и обладает конкурентоспособностью на образовательном рынке.