Чем богаты (к 40-летию музея) @kizhi
Богатство музея-заповедника «Кижи» — это его коллекции. Разнообразны пути комплектования музейных собраний: экспедиции, закупки, передача экспонатов в дар нашими современниками, которые бережно сохраняют образцы материальной и духовной культуры Заонежья и Русского Севера, проявляя при этом богатство своей души. Музей благодарен за их неоценимый вклад в пополнение фондовых коллекций.
Комплектование фондов — одно из основополагающих направлений деятельности музеев, суть которого заключается в выявлении и сборе предметов музейного значения с целью их превращения в музейные предметы и пополнения музейного собрания. Формирование коллекций музея — это, прежде всего научная деятельность, осуществляя которую, музей опирается на знания, добытые целым комплексом научных дисциплин, и самостоятельные исследования. От комплектования в известной мере зависит вся деятельность музея.
Комплектование фондов собирательская работа нашего музея как самостоятельного государственного музея-заповедника началось в 1966 году, когда в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР Карельский государственный краеведческий музей передал ему, своему бывшему (с 1961 г.) отделу, 45 коллекций (свыше 1000 предметов).
Фонды музея «Кижи» в цифрах
- Сегодня в фондах музея свыше 40600 предметов, в том числе в основном фонде 22499 предметов. 47% основного фонда — предметы этнографии, 26% — предметы археологии, 20% — редкие книги, фотографии, документы, чертежи и прочие предметы, 4% — древнерусская живопись, остальное — предметы декоративно-прикладного искусства, современная живопись и графика, скульптура, нумизматика.
- За три квартала 2005 года в фонды музея поступило 394 предмета, в том числе 337 предметов были определены в основной фонд, 57 предметов – в научно-вспомогательный фонд.
- 43,4% всех поступлений – предметы быта и этнографии, 42,1% — чертежи, фотографии, редкие книги и другие предметы; 12,2% — предметы декоративно-прикладного искусства; 2,3% — произведения живописи и графики.
- Из 135 предметов быта и этнографии 94 предмета (около 70%) отнесено к собранию текстиля. Отдельный интерес представляют изделия мастериц «Ожившей экспозиции» музея, сделанные по традиционным народным образцам. 29 предметов быта и этнографии (21,5%), бытовавших преимущественно в Заонежье, переданы в коллекцию дерева.
В 2005 году собрание меднолитой пластики пополнилось створкой складня «Деисус с предстоящими» и иконой «Богоматерь Страстная» — даром музею жительницы г. Медвежьегорска Раисы Андреевны Семёновой.
Благодаря заместителю директора музея Николаю Леонидовичу Попову фонд металла дополнен коллекцией гвоздей, предположительно XIX — начала ХХ века, обнаруженных в подклете Преображенской церкви на о. Кижи во время исследования памятника. Начальник Плотницкого центра музея Андрей Львович Ковальчук передал в фонды обнаруженные им во время реставрации под крыльцом дома Ошевнева в деревне Ямка вилы двузубые и дужку котла. Предметы датируются рубежом XIX и XX веков. В фонд металла в этом году вошли предметы, сохраненные и переданные музею иностранцами, бывшими нашими согражданами. Тойво Йоханнес (Тойво Карлович) Яскеляйнен, проживающий в Финляндии, подарил крюк для детской люльки, светец и ухват, находившиеся в его доме в деревне Кургеницы. Бывший сотрудник музея Геннадий Юрьевич Бурканов, ныне проживающий в Бонне (Германия) — весы рычажные, бытовавшие около 100 лет назад в деревне Середка.
Эти и другие предметы из металла, а также из других материалов не относятся к уникальным памятникам, они обычны, типичны для своего времени и места бытования, но они содержат в себе следы конкретного исторического прошлого, являются подлинными первоисточниками наших знаний о прошлом. Они необходимы для объективного и многогранного документирования исторической действительности, равно как раритетные и уникальные памятники.
Успешной была летняя экспедиция музея (молодые сотрудники Н. Г. Павлова и О. А. Скобелев) в Медвежьегорский район. У жительницы д. Космозеро Галины Федоровны Чистяковой, урожденной Филатовой, приобретены 14 семейных фотографий Филатовых, до революции зажиточных торговых крестьян родом из дер. Быково Космозерского общества Великогубской волости. Самый ранний снимок сделан в петербургском фотоателье К. П. Шапиро в 1870–80-х годах. На снимке нарядно одетый молодой мужчина, очевидно, из рода Филатовых. В начале 1920-х годов во Франции сделана фотография двух молодых мужчин, один из которых эмигрант Василий Петрович Филатов. На обороте фотографии — грустная надпись, адресованная сестре Анастасии Петровне, матери сдатчицы: «На память вечную сестре Насти от известного тебе брата В. Храни, не забывай. Наверно, больше меня не увидишь. Вспомни меня». Есть фотографии и самой Насти Филатовой: в 1938 году она среди учеников районной колхозной школы в с. Шуньга, в годы оккупации финнами Заонежья вместе с другими девушками — среди финских солдат. От Г. Ф. Чистяковой поступил также стол с фигурными ножками, инкрустированный ореховым шпоном, принадлежавший ее деду и бабушке. Жительница д. Кажма Мария Ивановна Белова передала музею ткацкий стан, станок точильный (токило) с наобушником — приспособлением для удержания топора за обух и прижимания его лезвия к точильному кругу, а также два киота. У Василия Павловича Абросимова приобретены двухместные выездные сани, принадлежавшие его родителям Павлу Фёдоровичу и Анастасии Петровне Абросимовым, жившим в д. Онежены (по-местному — Онежаны). Житель деревни Фоймогуба Виктор Дмитриевич Шадров подарил музею сделанную им долбленую лодку с двумя балансирами (ушкай, «корыто с ушами» — местное название в Фоймогубе, ушкайка — в Великой Губе) в комплекте с веслом. Лодка использовалась В. Д. Шадровым для постановки и «похожания» сетей и передвижению в спокойную погоду по озеру Путкозеро.
Благодаря старшему научному сотруднику В. А. Гущиной фонды музея пополнились акварелями и рисунками петербургской художницы Наталии Алексеевны Ильинской, сделанными 59 лет назад в Заонежье. Кижи представлены акварелями 17 и 21 августа 1946 года: вид на архитектурный ансамбль с севера, вид из алтаря Преображенской церкви на север, ильм (вяз) с видом на деревню Ямка. Августом 1946 года датируются рисунки Н. А. Ильинской часовни Кирика и Иуллиты в деревне Воробьи, церкви Вознесения Господня в деревне Типиницы. На акварели, датированной 1 сентября 1946 года,— часовня Николая Чудотворца в деревни Тамбицы.
В результате кропотливой работы научных сотрудников Л. С. Харебовой и Н. Г. Павловой в основной фонд музея была принята коллекция чертежей Кижского архитектурного ансамбля (99 предметов). Это обмеры Покровской и Преображенской церквей, а также колокольни о. Кижи, выполненные коллективом техников-архитекторов под руководством А. В. Ополовникова в 1947–1949 годах.
Л. С. Харебова подготовила к приему и сдала в фонды музея две рукописные старообрядческие книги, переданные музею директором ЗАО «Лад» петрозаводчанкой Татьяной Ивановной Вахрамеевой: Святцы (предположительно первой половины XVIII века) из Поморья и конволют второй половины XVIII — XIX века, состоящий из Служебника и сочинения, именуемого «От завещании божественных апостол и от жительства святых отец предание како подобает иноком и християном житии». Обе книги написаны полууставом, обе в кожаных переплетах. На Святцах имеются оттиски штампа: «Григорий Ильич Емельянов», запись владельца — сумского мещанина Алексея Иванова Естратова, запись другого сумского мещанина Ивана Лукина Воронова, сделанная им 21 июня 1849 года. Разными почерками и чернилами выполнены записи о рождениях, днях ангела, о дне бракосочетания, о датах смерти разных лиц. Судя по записи, владельцем второй книги (конволюта) был «мылный сочинитель дорогих и неоценных мыл» «купец и мещанин» Прокопий Кустов.
От Юрия Владимировича Линника в фонды музея поступила редкая открытка с репродукцией работы И. Э. Грабаря «По Северной Двине. Погост в Сольвычегодском уезде». Это одна из 6 открыток серии, изданной в 1904 году Товариществом Голике и Вильборга по материалам поездки И. Э. Грабаря в Архангельскую губернию в 1902 году. «Путешествие,— писал впоследствии Грабарь,— вышло на славу: не говоря уже о том, что лучшего отдыха и выдумать было нельзя, я беспрестанно обмерял и снимал деревянные церкви, снаружи и внутри, делая выписки из клировых ведомостей о датах их построения, снимая иконы, утварь, шитье, а также интересные древние избы». Серия открыток художника имела успех. А. Н. Бенуа назвал открытки Грабаря без преувеличения восхитительными. На открытке, приобретенной у Ю. В. Линника, изображены характерные для Русского Севера церковь, шатровая колокольня, деревянные дома и хозяйственные постройки.
В марте этого года музей купил коллекцию образцов изделий медвежьегорского предприятия ООО «Карельские узоры» 1970–2002 годов: салфетки, полотенца, дорожки, панно, занавески, скатерти и другие изделия,— всего 43 предмета. В 2004 году предприятию исполнилось 75 лет. Оно ведет свое начало от артели «Хашезерская вышивка» и созданной на ее основе фабрики «Заонежская вышивка». Изделия заонежских мастериц всегда ценились за своеобразие орнамента и виртуозную технику, в них традиционно выражались народное мировоззрение и миропонимание. В фондах музея немало великолепных образцов таких изделий. Сегодня ООО «Карельские узоры» при кадровом составе 40 человек выпускает свыше 200 наименований изделий, пользующихся спросом среди населения, а также творческих коллективов, и не только в Карелии. На Всероссийском конкурсе «Серебряная нить» в 2000 году работницы фабрики были награждены персональными Дипломами и отмечены в числе лучших художников России по всем номинациям. «За большой вклад в развитие культуры и массовых коммуникаций» в марте этого года генеральный директор «Карельских узоров» Нина Николаевна Алехина была награждена Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры. Тем не менее у предприятия имеются немалые проблемы, в том числе проблема сохранения и развития традиций народной вышивки. Продукция во многом следует дизайнерским тенденциям 1960-х годов, поставлена на поток, ручная вышивка практически отсутствует. В этой связи на выездном заседании фондово-закупочной комиссии музея в Медвежьегорске 25 февраля сотрудники музея предложили руководству предприятия для создания новых изделий шире использовать богатые источниковедческие ресурсы фондов музея-заповедника «Кижи» и других музеев республики, консультации специалистов по традиционной вышивке Карелии. По словам Н. Н. Алехиной, необходима государственная поддержка предприятия: нужны средства, широкая рекламная поддержка; прервав связующую нить традиций, вернуть к жизни народный промысел — дело практически безнадежное.
Целесообразность комплектования фондов предметами деревенского и городского быта из недавнего прошлого (тем паче второй половины ХХ века) до сих пор вызывает сомнение у некоторых научных сотрудников музея — то ли дело предметы «досюльные», с пресловутой датировкой: «Конец XIX — начало XX века». Однако уже сейчас многим молодым людям кажется диковинной, к примеру, даже ручка-»вставочка», совсем недавно так широко и повсеместно распространенная среди всех слоев населения. Исходя из коллекций музея, трудно представить быт, жизнь простых людей, потомков заонежских, карельских, вепсских крестьян в советское время, потомков тех людей, трудом и мастерством которых мы так гордимся. Наши этнографические познания и состав фондов музея фактически остановились на доколхозном периоде, соответствующие экспозиционные возможности музея весьма невелики. Так или иначе, музей в последние годы все чаще при комплектовании фондов преодолевает устоявшиеся хронологические рамки. Так, в мае была принята коллекция бытовых предметов 1950–60-х годов, принадлежавших петрозаводчанке Елизавете Федоровне Куликовой. Коллекцию любезно подарила ее дочь — старший научный сотрудник музея Л. В. Трифонова. Обычные «во второй половине ХХ века» чашки, блюдца, вазы, наволочки, перчатки, шляпа в недалеком будущем станут раритетными, их отсутствие составят лакуны в типологических рядах. На мой взгляд, настало время пересмотреть прежние представления о «предметах быта и этнографии», достойных фондов нашего историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника, назрела необходимость корректировки концепции комплектования фондов.
Кроме названных собирателей, свою лепту в пополнение фондов внесли сотрудники музея Д. А. Быкадорова, С. В. Воробьева, Ж. В. Гвоздева, Е. В. Герасимова, Р. Б. Калашникова, В. Е. Кантор, Е. Г. Любимцева, Н. С. Михайлова, Б. Д. Москин, И. И. Набокова, О. А. Набокова, Е. М. Наумова, А. А. Попова, Л. М. Попова, В. А. Тере, Г. И. Фролова, В. А. Фролова, Н. А. Чусова, Н. И. Шилов. Как обычно, отличилась начальник отдела фольклора Р. Б. Калашникова: 22 предмета приобретены ее стараниями и еще 63 — при ее участии.
70 процентов всех предметов получены безвозмездно. Музей благодарен всем людям, сохранившим и передавшим ему предметы музейного значения и особенно — бескорыстным дарителям, их на сегодняшний день тридцать шесть. Перечислить всех поименно не позволяет газетная площадь — это петрозаводчане, жители заонежских деревень, Пудожа, Архангельской области, Санкт-Петербурга, Костромы, а также иностранные граждане из Германии и Финляндии.