Русские узоры (из фондов музея-заповедника "Кижи") @kizhi
Открытие выставки «Вышивка и ткачество Заонежья и Пудожья»
2 февраля 2005 года в Презентационно-выставочном центре музея-заповедника «Кижи» (пл. Кирова,10 а) открылась новая выставка «Вышивка и ткачество Заонежья и Пудожья».
Музей-заповедник «Кижи» владеет богатейшими фондами, насчитывающими более 40 тысяч единиц хранения. Фонды по декоративно-прикладному искусству начали комплектоваться в 1961 году, когда они насчитывали всего 14 единиц хранения. За 35 лет они увеличились до 700 единиц. В коллекции представлена культура всех народов, населяющих территорию Карелии в конце XIX — начале XX веков: русских, вепсов, карел. Среди многочисленных коллекций музея особый интерес представляет собрание ткачества и вышивки русских районов Карелии — Пудожья и Заонежья.
На выставке «Вышивка и ткачество Заонежья и Пудожья» представлено более 50 самых выразительных экспонатов из фондовой коллекции. Это полотенца, подзоры, станушки, скатерти конца XIX — начала XX веков.
Автор выставки Людмила Трифонова ставила перед собой задачу как можно шире представить все разнообразие приемов русских мастериц Заонежья и Пудожья. Кроме того, выставка призвана познакомить всех, кто интересуется народным декоративно-прикладным искусством Карелии, именно с культурой русского народа, населяющего эти два района.
Заонежье — регион, расположенный в северо-западной части Онежского озера, включающий в себя Заонежский полуостров с прилегающими к нему островами — Кижскими шхерами. В конце XIX — начале XX веков более трети мужского взрослого населения Заонежья уходило на заработки в города. Тесные контакты со столицей способствовали формированию специфической крестьянской культуры, отмеченной сильным влиянием большого города. Не случайно, в начале XX века такой вид ремесла, как вышивка, приобрел в Заонежье промысловое значение.
Технические приемы исполнения вышивки были весьма разнообразны.
Самый древний вид шва — двусторонний — назывался в Заонежье «русским», или «досюльным». Более поздний шов — тамбурный — получивший широкое распространение со второй половины XIX века. Эта техника — нечто среднее между шитьем и вязанием. Очень красивая вышивка «тамбур по филе», модная в Заонежье. В начале ХХ века в Заонежье, тесно связанном через отходничество с Санкт-Петербургом, получают распространение альбомы с городскими вышивками крестом.
Преобладающий орнамент вышивки в Заонежье — растительный. Один из самых распространенных мотивов — древо жизни. Оно в разных вариантах встречается на полотенцах и подолах женских рубах. Другой популярный растительный мотив — фантастический цветок. К древним мотивам заонежской вышивки относится и изображение геральдического двуглавого орла.
Пудожская вышивка, в отличие от заонежской, совсем иная. Для нее в силу географической отдаленности края от столичных центров характерно бытование древних счетных видов швов (набор) и архаичных типов орнамента. В Пудожье встречается полихромная вышивка и украшение полотенец и подолов женских рубах кумачовыми прошивками.
Кижская коллекция наглядно демонстрирует разнообразие видов орнамента пудожской вышивки. Часто встречается древний мотив, изображающий птицу-паву в самых различных вариантах. Встречается в пудожской коллекции изображение геральдического льва, пришедшее на Русь в средние века из Византии и Италии. Кроме того, вышивали пудожанки и геральдических двуглавых орлов.
Со временем древние мотивы орнамента видоизменялись, появлялись их новые формы, объяснить которые сегодня почти невозможно. Сложные архаичные орнаменты Пудожья иногда напоминают элементы абстрактного искусства. В целом, несмотря на отличия, заонежская и пудожская вышивки тесно связаны с севернорусской, особенно архангелогородской традицией.
Познакомиться с традиционными женскими ремеслами — ткачеством и вышивкой, созданными руками заонежских и пудожских мастериц, можно до 27 марта в выставочном зале музея-заповедника «Кижи» по адресу: пл. Кирова, 10 а, ежедневно с 10.00 до 18.00.