Масленица в Олонецкой губернии (Этнографические картинки) Vkontakte@kizhi

Масленица в Олонецкой  губернии

Первым весенним праздником восточнославянского календаря была масленица, соответствующая западноевропейскому карнавалу. В отличие от других праздников масленица не получила христианского осмысления и осталась просто веселым времяпрепровождением, сохранившем в себе очень древние черты. Масленица праздновалась за семь недель до Пасхи.

Широкий разгул праздника имел свою давнюю историю. Шумно и весело праздновалась она в больших городах. Сохранилось описание иностранного писателя, изобразившего масленицу 1698 года:

«Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за 8 дней до Великого поста… Во всю масленицу день и ночь продолжаются обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином, водкою до упаду и бесчувственности… Масленица напоминает мне Итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется».

Все дни масленой недели имели свои особенные названия: понедельник — «встреча»; вторник — «заигрыши»; среда — «лакомка», «лакомства»; четверг — «широкий», «разгул», «перелом»; пятница — «тещины вечерки»; суббота — «золовкины посиделки»; воскресенье — «целовник», «прощеный день».

Катание с гор

В Петрозаводске всю масленицу продолжались катания с горок. Природа сама устроила многочисленные горки, которые специально обливали водой. Самой большой была горка на Голиковке, заселенной мастеровыми завода. Они были героями катания. Катались следующим образом: «На санки садятся двое мужчин друг к другу лицом, к ним на колени садится девушка. Санки съезжают с горы: толчок (по-местному „тычок“) нагнавшего санки — и все с хохотом опрокидываются в снег». Существовала еще горка около присутственных мест, где протекала река Лососинка, но «здесь катались лица только высшего сословия». (Сведения 1852 г.)

Считалось, что чем веселее и шумнее катание, тем лучше будут в этот год хлеба, а в особенности льны. Раньше был обычай лучшим пряхам кататься с гор на донцах прялок: кто дальше прокатится, у той будет лучший лен. В Заонежье катались на донцах прялок, приговаривая: «На долгий лен». В Заонежье санки назывались «чунками».

Катание на лошадях

В больших торговых селах на масленицу устраивали грандиозные катания (несколько сотен лошадей по кругу).

В селе Шуньга (Заонежье) «катались каждый день в последнюю неделю… Около шести часов… Уже видим, что по озеру едут, а мы от Мишкаревых бежим с сестренкой бегом. «Нать надо, поглядеть, Пашуха, побежим, поглядим, как катаются. Можа потом не будет. „А побежим, Шурка“.

Были сани «только для выезда… на 2 человека, 12–15 рублей стоили сани расписные».

«В Кижах катание молодежи продолжалось всю неделю, кроме среды, пятницы. Катались по льду, дорога была рядом с озером. От Кижских церквей до церквей в Сенной Губе и обратно».

Проводы Масленицы

На Русском Севере, по описанию С. В. Максимова, проводы масленицы проходили вечером в воскресенье.

«Еще загодя ребятишки, девушки и парни несут за околицу старые плетни, испорченные бочки, ненужные дровни и прочее и складывают из этих горючих материалов огромный костер. А вечером, в 8–9, к этому костру направляется печальная процессия, причем девушки жалобными голосами поют: „сударыня-масленица, потянися“. У костра „масленицу“ (чучело с прикрепленной к нему еловой веткой, украшенной разноцветными лентами и платками) ссаживают с саней и становят на снег, потом снимают с елки ленты и платки и делят их между девушками и поют масленичные песни. Парни зажигают „сударыню-масленицу“. Сожжение масленицы составляет, так сказать, заключительный аккорд деревенского веселья, за которым следует уже пост, поэтому присутствующие при сожжении обыкновенно швыряют в костер остатки масленичного обжорства: блины, яйца, лепешки и пр. и даже зарывают в снег самый пепел масленицы, чтобы от нее и следов не осталось».

Прощеное воскресенье

Очистительным обрядом в конце масленицы являлось взаимное прощение. «Очищение» понимали в моральном смысле: надо было освободиться от своих грехов. Веселье, буйство внезапно прекращались, и во второй половине дня в воскресенье люди ходили друг к другу и просили об отпущении грехов, точнее — о прощении за все совершенные в течение года прегрешения по отношению к людям.

О том, как в 20-е годы XX века в Заонежье просили прощение на масленице, помнит Прасковья Ивановна Гирина (1913 г. р.). Их дом стоял в середине деревни Батово Шуньгского прихода. В воскресенье вечером к ним приходили прощаться соседи. Дети просили прощения у родителей, родители отвечали: «И вы, ребята, простите тоже».

По окончании масленицы многие шли в баню, подкрепляя духовное очищение очищением физическим. Мылись сами, наводили чистоту в доме. Праздничное веселье заканчивалось.

Регина КАЛАШНИКОВА, начальник отдела фольклора музея "Кижи"

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф