Трофим Рябинин — основатель династии сказителей @kizhi
Международная научная конференция «Рябининские чтения» ныне стала своеобразной «визитной карточкой», новым брендом научной деятельности музея «Кижи». Названием конференции ее организаторы и участники выразили глубочайшее уважение к знаменитой крестьянской династии сказителей Рябининых, живших в конце ХIХ — начале ХХ вв. близ острова Кижи, в 70 км от уездного города Петрозаводска. Основатель династии — Трофим Григорьевич Рябинин — стал одним из символов русского фольклора, также как многоглавый Кижский ансамбль — символом мировой деревянной архитектуры.
Кижские храмы столь же удивительны и уникальны, как заонежские былины. Между тем судьба замечательной сказительской семьи до сих пор остается неизвестной многим. Порой учителя-словесники не подозревают, что образцовые записи русских эпических песен были сделаны на острове Кижи 130 лет назад.
Слушая былины, мы погружаемся в особенный эпический мир, одновременно фантастический и реальный. В середине ХIХ века Кижская волость Заонежья представляла собой настоящий духовный «оазис», здесь, как писали собиратели, «самый воздух наполнен поэзией», драгоценные сказания «до сего времени усердно сохранялись народом», «каждый крестьянин знаком с содержанием былин и именами некоторых богатырей». «В Заонежье …у всякого смышленого пожилого человека отыщется в памяти одна — две былины, и хотя сам-то он полагает, что ничего не знает, однако, при случае, вдруг припомнит какую-нибудь былевую песню». В Кижской волости было много замечательных сказителей (Василий Щеголёнок, Симеон Корнилов, Терентий Иевлев, Козьма Романов… П. Н. Рыбников утверждал, что сказители — особые представители крестьянского мира и «чтобы стать ими, нужна любовь к делу, память, голос». По мнению известного собирателя из Поморья Н. Е. Ончукова, «и сказители былин, и сказочники, несомненно, исключительный народ. …Это умственная аристократия деревни».
Однако таким знанием былин, каким владел Т. Г. Рябинин, не располагал ни один певец. Его репертуар состоял в общей сложности из 26 сюжетов (это свыше 6000 стихов), записанных от него двумя выдающимися собирателями — П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом. Его тексты отличались художественным совершенством, манера сказывания — искусным мастерством.
Трофим Григорьевич Рябинин родился 15 апреля (по старому стилю, 27 апреля — по н. с.) 1801 года в д. Дмитровской (нынешнее название — Гарницы). Он рано лишился родителей и был воспитан, как писал А. Ф. Гильфердинг, «крестьянским миром». Родственные отношения скрепляли крестьянскую жизнь. Семья не хотела терять надел земли, предназначенный мальчику, и, опекая сироту, сохраняла за собой землю. Женился Трофим Рябинин в 1820 году на Дарье Панкратовой Клоповой и пришел в дом тестя в деревню Потаневскую примаком. Такое положение не удовлетворяло его. После 20 лет неустанного труда Трофим Рябинин поставил себе дом и обзавелся собственным хозяйством. В его семье было 14 рожденных детей.
«Открыл» России знаменитого сказителя молодой чиновник особых поручений канцелярии начальника Олонецкой губернии Павел Николаевич Рыбников (1831–1885 гг.) отбывавший ссылку в Петрозаводске с 1859 по 1866 гг.
Произошло это, как все великое, случайно. В мае 1860 года Рыбников должен был ехать по казенной надобности из Петрозаводска на Пудожский берег. Из-за бури лодке пришлось пристать на небольшом островке Шуйнаволок, где решили передохнуть и переждать ветер. Тут Рыбников встретил крестьянина-сказителя из деревни Серёдка Леонтия Богданова. Именно он уговорил Рыбникова не проезжать мимо Кижей, чтобы послушать лучшего певца в Заонежье — Трофима Рябинина.
Встреча сказителя Трофима Рябинина и собирателя Павла Рыбникова, состоявшаяся всего в двух километрах от знаменитых Кижских церквей, вошла в историю русской культуры. Они подружились: европейски образованный молодой человек 29 лет, интересующийся фольклором, и старик-сказитель, справный хозяин, уважаемый в округе человек. Собиратель чувствовал, что Трофим Рябинин — мастер чрезвычайно высокого класса.
В течение 1861–1867 гг. записи былин и других фольклорных материалов из Заонежья и Пудожья были опубликованы. «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» представляли собой три тома. Первые две книги — былины (223 текста). Третий том — разножанровый (свадебные песни, похоронные причитания, сказки, загадки, приметы, предсказания и заговоры). Когда «Песни» увидели свет, П. Н. Рыбников получил ряд наград и медалей научных обществ. Министерство народного просвещения обязало всех студентов филологических факультетов приобрести сборник Рыбникова. Появление «Песен» стало большим культурным и научным открытием: в недалекой от столицы Олонецкой губернии обнаружен «живой родник» былинной поэзии, «Исландия русского эпоса». В этом смысле собрание Рыбникова стоит в одном ряду с известными эпосами мира.
В 1871 году, следуя совету Рыбникова, в Заонежье приехал ученый-славист, известный своими работами о сербских эпических песнях, председатель отделения этнографии Императорского Русского Географического общества Александр Федорович Гильфердинг (1831–1872). Основная часть былин (по-крестьянски — «старин») — 13 текстов Трофима Рябинина — была записана им 6–8 июля 1871 года непосредственно на острове Кижи. В деревню Дудкин-Наволок (ныне там находится дом Яковлева), где остановился Гильфердинг, три дня на лодках съезжались сказители: Симеон Корнилов из Кургениц, Василий Щеголёнок из Боярщины, Трофим Рябинин из Потаневщины.
Большинство былин, записанных в Кижах от Рябинина, известны нам со школьной скамьи: «Илья и Соловей» (в хрестоматии — «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), «Илья и Идолище», «Илья и Калин-царь», «Илья в ссоре с князем Владимиром», «Добрыня и Змей», «Добрыня и Маринка», уникальный текст известной только на Русском Севере былины «Вольга и Микула» и другие. Слушая и наблюдая многих сказителей, Гильфердинг отмечал, что «знание былин составляет как бы преимущество наиболее исправной части крестьянского населения» и что «былины укладываются только в таких головах, которые соединяют природный ум и память с порядочностью, необходимою и для практического успеха в жизни».
По приглашению А. Ф. Гильфердинга в декабре 1871 года Трофим Рябинин приехал в Петербург для повторных записей и выступлений. Одним из наиболее памятных дней стало выступление Рябинина на заседании Отделения этнографии, в зале Географического общества 3 декабря 1871 года. Газета «Русский мир» писала: «Нет сомнения, что слушать былины из уст самого сказителя (рапсода) случай редкий и весьма интересный, который, вероятно, и привлек на заседание громадную публику, большая часть которой за неимением места стояла». Перед слушателями у стола в кресле, положив обе руки на подлокотники, сидел «старик-раскольник лет восьмидесяти», «одетый в сибирку, с седой бородой и глубоко впавшими глазами, придающими ему почтенный и серьезный вид».
После выступления Т. Г. Рябинину вручили денежное вознаграждение в размере 100 рублей серебром, а великий князь Константин Николаевич удостоил певца поистине «княжеским» подарком — серебряным кубком, выполненным в древнерусском стиле. Этот дар вместе с наградами сына Рябинина — Ивана Трофимовича — долго хранился в доме Рябининых в Гарницах.
Умер Трофим Рябинин 14 февраля 1885 года. По словам сына Ивана, «уж очень древен был: ходил, ходил, так и помер благополучной смертью». Незаметно ушел в Небытие, в Бессмертие. Похоронен в Кижах, в ограде знаменитого Кижского погоста, около Покровской церкви.
Дар сказительства унаследовал от отца Иван Трофимович, родившийся в 1845 году (в семье было два Ивана, повторные имена не были редкостью, так как детей называли по святцам), перенявший основную часть репертуара — 15 былин. Усвоенные им эпические песни, исполнявшиеся перед благодарными слушателями, в том числе коронованными особами, С.— Петербурга, Москвы, Одессы, Софии, Белграда, Вены, Праги, Варшавы, почти дословно повторяли тексты отца. На деньги, полученные от выступлений, он в 1894 году построил себе большой дом в деревне Гарницы, куда переселился, женившись второй раз на вдове Герасима Андреева. Умер в январе 1910 года, не был исповедован и причащен «из-за приверженности к расколу». Похоронили его жители деревни Гарницы близ Никольской церкви в Сенной Губе.
Со временем продолжателями рябининской традиции, уходящей своими корнями в ХVIII столетие, стал пасынок Ивана Трофимовича — Иван Герасимович Рябинин-Андреев (1874–1926 гг.) и его сын, член Союза писателей СССР — Петр Иванович Рябинин-Андреев (1905–1953 гг.). Последний сказитель из славной династии Рябининых, Петр Иванович Рябинин донес бесценный дар сказительства до 50-х годов ХХ века, сохранив основной рябининский репертуар, напев и манеру сказывания.
- П. Н. Рыбников
- «…Через порог избы переступил старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седеющей бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей его наружности с первого взгляда были заметны спокойная сила и сдержанность». «Слово гордость не исчерпывает характера Рябинина: к ней присоединяется деликатность, так что это свойство в нем следует назвать уважением к самому себе и к другим».
Трофим Рябинин одним из первых в России среди крестьянского сословия был награжден. В начале 1872 года в официальной печати появилось сообщение: «Государь Император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, желания Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Константина Николаевича, о награждении известного рапсода и сказителя русских былин, крестьянина Олонецкой губернии Трофима Рябинина, Всемилостивейше соизволил в 18-й день февраля, пожаловать Рябинину серебряную медаль с надписью „За полезное“ для ношения на шее на Станиславской ленте». В марте 1872 года олонецкий губернатор Г. Г. Григорьев вызвал Т. Г. Рябинина в Петрозаводск и лично вручил ему награду.