Кижский эксклюзив @kizhi
Кижский лифтинг
В музее-заповеднике «Кижи» полным ходом идут подготовительные работы к масштабной реставрации своего самого знаменитого памятника — церкви Преображения Господня, внесённой в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являющейся особо ценным объектом культуры РФ. Работы планируется завершить к 300-летию храма, которое будет отмечаться в 2014 году. Реставрации подобных деревянных памятников такого возраста прежде не проводилось. Уникальный проект реставрации единственной в мире многоглавой деревянной церкви был разработан Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом «Спецпроектреставрация» под руководством главного архитектора проекта Владимира Рахманова.
В основе проекта лежит метод лифтинга, предусматривающий реставрацию или полную замену изношенных бревен без полной разборки памятника. Эта технология позволяет отказаться от повсеместно принятого метода реставрации путем разборки деревянных зданий, который приводит к утрате значительной части древних конструкций. Извлечение деревянных элементов будет происходить путем поэтапного подъема при помощи специальных технических домкратов семи строительных поясов, на которые на проектных чертежах разбита церковь. Впервые такая операция будет проводиться на крупном и довольно сложном по своей конструкции объекте. В октябре 2004 года была проведена успешная операция по пробному подъему верхнего яруса церкви, которая подтвердила правильность выбранного метода. Уникальными работами руководил Николай Попов, заместитель директора музея по реставрации памятников Кижского погоста. «Работы по пробному подъему верхнего яруса памятника — уникальное историческое событие для острова Кижи, беспрецедентное для самой церкви, и, конечно, для музея…»,— сказал Н. Попов.
В дальнейшем планируется использовать уникальную технологию лифтинга при восстановлении остальных памятников музея-заповедника «Кижи».
Плотницкий центр
В августе 1994 года в Петрозаводске состоялась научно-практическая конференция «Проблемы сохранения памятника Всемирного культурного наследия архитектурного ансамбля Кижского погоста», которая рекомендовала создать на базе музея-заповедника «Кижи» отдел «Плотницкий центр». Идея создания «Плотницкого центра» принадлежит бывшему директору музея-заповедника «Кижи» М. Лопаткину, разработчик проекта — Д. Луговой. Проект был представлен на конкурс института «Открытое общество» и победил. В результате музей-заповедник «Кижи» получил от фонда Сороса 100 тысяч долларов на создание Плотницкого центра. Проект стал воплощаться в жизнь с 1997 года. За годы работы коллектив вырос с трех человек в 1997 году до восемнадцати к 2005 году. В центре работают как опытные реставраторы с многолетним стажем, так и молодые плотники. Многие работники Плотницкого центра отдали не один десяток лет делу сохранения памятников. Это — Ф. Штурмин, В. Филимонов, С. Филин. В центре вырастает целая плеяда молодых реставраторов, которые постоянно повышают свой профессиональный уровень, получают или собираются получать дополнительное образование. В разные годы Плотницкий центр посещали и проходили в нем стажировку реставраторы из Швеции, Норвегии и других стран. Кижские плотники тоже показывали свое мастерство в Норвегии и на Международном плотницком фестивале в деревне Кинерма.
— Отдел музея Плотницкий центр выполняет свою работу круглый год, развиваясь и совершенствуясь. Вряд ли кто-нибудь сегодня может представить работу музея без присутствия на острове нашего коллектива. Со своей стороны сотрудники центра делают все возможное для сохранения уникальных памятников русской архитектуры и процветания музея,— рассказывает Андрей Ковальчук, начальник ПЦ.
Реставрационно-производственная площадка
В 2004 году на острове Кижи в районе деревни Васильево началось строительство дополнительной реставрационно-производственной площадки с комплексом зданий, которая будет предназначена для проведения реставрационных работ по отдельным элементам технологического пояса сруба знаменитой Преображенской церкви. Извлеченные бревна каждого пояса будут вывозиться в цеха реставрационной площадки — своеобразного мини-завода, где их будут тщательно обследовать специалисты-реставраторы на предмет дальнейшего использования в конструкциях памятника. В зависимости от состояния древесины бревна будут либо реставрироваться, либо полностью заменяться на новые детали. Идея создания дополнительной реставрационно-производственной площадки принадлежит заместителю директора музея Николаю Попову. Само же строительство площадки, осуществляемое ЗАО «Карелстроймеханизация», со стороны музея курируется Е. Еньковой, главным специалистом подразделения по капитальному строительству, и Л. Гаврилюк, начальником отдела капитального строительства.
Реставрационная площадка-завод — первая ласточка в российской реставрационной индустрии. Аналогов подобных предприятий в России не существует. Отапливаемый цех, который войдет в состав комплекса, будет использован для проведения основных работ по отдельным элементам деревянных конструкций Преображенской церкви. Благодаря такому цеху завод обеспечит непрерывность и круглогодичность всего процесса реставрации. Работы можно будет проводить в любую погоду и в две смены, что позволит сократить время реставрации. Комплекс обеспечит должный уход и содержание всех недвижимых памятников музея на долгие годы. Закончится строительство реставрационно-производственной площадки в 2006 году, что позволит тут же начать основные реставрационные работы.
Промышленный альпинизм
Музей «Кижи» — музей под открытым небом. Это значит, что защитить собранные здесь памятники деревянного зодчества от разрушительного воздействия окружающей среды возможно лишь проявляя постоянную всестороннюю заботу обо всех без исключения древних постройках.
Для того чтобы без промедления обнаруживать и устранять возникающие дефекты кровель памятников, многие из которых имеют сложную конструкцию и значительную высоту, шестеро реставраторов и плотников музея освоили специальность «промышленный альпинист». Руководит их работой Александр Любимцев, главный хранитель недвижимых памятников музея. В результате работы опытными реставраторами-промальпинистами устранены все зафиксированные протечки кровель Преображенской церкви, смонтированы новые системы молниезащиты Покровской церкви и колокольни Кижского Погоста, выполняется очистка ото мха и ремонт кровель других памятников. Работы выполняются качественно, быстро и, что немаловажно для музея,— без возведения дорогостоящих строительных лесов, которые мешали бы зрительному восприятию памятников.
Чудо-техника защищает чудо-остров
В 1980 году было принято решение о разработке проекта защиты Кижского погоста от пожара. Разработать новый проект защиты деревянной красавицы было поручено главному инженеру проектов ГПИ «Спецавтоматика» Николаю Попову совместно с Юрием Горбанем. Уникальные памятники требовали уникального подхода по их защите и создания оригинальной защиты Кижского погоста от возгорания. Была разработана идея установки на Кижском погосте дистанционно управляемого лафетного ствола. Этот проект позволял начинать тушение огня до приезда пожарного расчета. Давая команду роботу, стало возможно наблюдать за процессом на экране телевизора. В то время в Советском союзе не было таких установок. Позднее подобные дистанционно управляемые системы пожаротушения появились за рубежом и устанавливались на нефтеналивных комплексах. Управляемого робота создали специалисты Института тракторного производства и Онежского тракторного завода. Выглядел он внешне, как небольшая пушка на лафете. Первые испытания робота на Кижском погосте успешно прошли в июне 1984 года. Управлял роботом его изобретатель Николай Попов. С тех пор дистанционная система встала на службу в Кижах. И на чудо-острове Кижи сегодня, как и 20 лет назад, исправно несут свою бессменную вахту пожарные роботы, чтобы сберечь бесценную красоту 290-летней Преображенской церкви, созданной русскими плотниками Заонежья.
Инновационный проект «На глазах у всего мира»
В музее-заповеднике «Кижи» впервые создан прецедент организации условий для максимально эффективной информационной поддержке реставрации памятника всемирного наследия — Преображенской церкви — в буквальном смысле «на глазах у всего мира». На одноименном сайте ведется подробное информационное освещение всех работ связанных с реставрацией памятника, ежемесячно получаемая от пресс-службы музея новостная лента по реставрации рассылается более чем 250 подписчикам на русском и английском языках, работает форум для специалистов. На Преображенскую церковь направлена web-камера, дающая возможность каждому посетителю сайта наблюдать за ходом работ на памятнике. Проект получил на 2005 год финансовую поддержку от Фонда им. Д. С. Лихачева. Автор и руководитель проекта — Ольга Титова, начальник отдела информации и компьютерных технологий музея.
Кроме этого, процесс реставрации активно освещается в СМИ пресс-службой музея. Создан документальный фильм «Кижи. Летопись преображения», регулярно организуются пресс-туры, пресс-конференции, интервью — посвященные этапам реставрационных работ, создан подробный событийный фотоархив.
Охранное освещение Кижского погоста
Необычный проект уходящего 2005 года — установка на Кижском Погосте охранного освещения. В октябре зажглись 11 прожекторов на регулируемых стойках, установленных внутри ограды по всему ее периметру. Установленная система обеспечивает достаточный уровень освещенности территории Кижского Погоста в темное время суток для организации визуального наблюдения за охраняемым объектом. Отечественное оборудование имеет сертификаты качества и пожарной безопасности. Это первая подобная система на Русском Севере. Технадзор со стороны музея-заповедника «Кижи» осуществляли Н. Попов, В. Тихонов и Л. Ушакова.
Поздней осенью и зимой система охранного освещения может служить и архитектурной подсветкой: свет кижских куполов на фоне черного неба будет виден на всю округу. Кстати, этот проект победил в ежегодном конкурсе городских программ и проектов «Город, устремленный в будущее» (Петрозаводск) в номинации «Проект года в области архитектуры и градостроительства». Поздравляем!
Спасо-Кижское Патриаршее подворье
В 1993 году в музее «Кижи» зародилась идея вернуть молитву в кижские церкви. В 1994 году 20 августа в День Преображения храме Покрова Богородицы состоялось первое за шесть десятилетий богослужение.
15 августа 1997 года Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом был назначен настоятель Спасо-Преображенского храма — священник Николай Озолин. Совместными усилиями сотрудников музея, местных жителей и Церкви началось возрождение Покровской церкви. Взаимопонимание было достигнуто, началась серьезная работа по восстановлению внутреннего убранства.
Приезд Святейшего Патриарха Алексия II с первосвятительским визитом на остров Кижи 4 июня 2000 года стал главным толчком для сегодняшнего преображения храмов. В 2003 году Кижский Погост стал Спасо-Кижским Патриаршим Подворьем. Сегодня на острове Кижи мирно сосуществуют два института: музей и церковь, имеющие общую цель — культурное и духовное возрождение.
Республиканский Детский Музейный Центр
Республиканский детский музейный центр (РДМЦ) — уникальный консорциум музея-заповедника «Кижи» и образовательных организаций Петрозаводска и республики, созданный по инициативе музея-заповедника «Кижи» в 1994 году на договорной межведомственной основе с целью воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, организации познавательного досуга и отдыха молодежи на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Республики Карелия, потенциала музея-заповедника «Кижи» и музеев Карелии. Центр является республиканским межведомственным органом научно-методической и координационной деятельности в области музейной педагогики. В составе его учредителей: Министерство культуры РК, Министерство образования и по делам молодежи РК, Управление культуры и Управление образования администрации г. Петрозаводска, Державинский лицей и др. Автором концепции РДМЦ и руководителем его долгосрочных социокультурных и музейно-образовательных проектов является Людмила Васильевна Шилова, зам. директора музея-заповедника «Кижи» по информационной, образовательной деятельности и связям с общественностью, научный руководитель РДМЦ. За двенадцать лет существования РДМЦ музей «Кижи» и его партнеры создали инновационную республиканскую музейно-образовательную инфраструктуру РДМЦ — «Образование культурой». Базы РДМЦ работают как музейно-педагогические и соционкультурные центры. В музее «Кижи» разработан и воплощен в жизнь ряд музейно-образовательных проектов, таких как Летняя школа, созданная в 1993 году, обучение в которой прошли более 6000 детей; Летний университет для студентов и педагогов, работающий на острове Кижи с 2003 года. Республиканский детский музейный праздник «КИЖИ — МАСТЕРСКАЯ ДЕТСТВА» — один из ярких, интересных и популярных среди детей проектов РДМЦ. За 12 лет в музейном празднике «КИЖИ — МАСТЕРСКАЯ ДЕТСТВА» приняли участие около десяти тысяч детей. Тема праздника ежегодно меняется, но неизменным остается интерес к традиционной народной культуре. Самый первый Республиканский детский музейный праздник проходил на острове Кижи 12 июня 1994 года под названием «Ярмарка глазами детей». В 2005 году проект «КИЖИ — МАСТЕРСКАЯ ДЕТСТВА» вышел на новый уровень и масштаб, проводится в два этапа. 21 мая в Петрозаводске состоялся I этап праздника под названием «Игра. История и современность», собравший более двух тысяч зрителей, участников и гостей со всей республики. Победители творческих конкурсов, организованных РДМЦ и музеем «Кижи», приняли участие во втором этапе праздника 12 июня на острове Кижи. В 2006 году пройдет XIII Детский музейный праздник.
День Кижской волости
1994 год ознаменовался для музея-заповедника «Кижи» и местных жителей кижской округи новым праздником — Днем Кижской волости. Первоначально этот праздничный день совпадал с Днем Преображения Господня 19 августа. Именно в этот год возобновились богослужения в церкви Покрова Богородицы Кижского Погоста. C самого начала праздник задумывался как общий для жителей окрестных деревень и музейных сотрудников — возрождение старинных народных традиций. Для музея это был всегда своеобразный отчет перед людьми о своей работе по сохранению культуры их предков. Ко «Дню Кижской волости» приурочены открытия новых выставок по истории Кижской земли. Фольклорно-этнографический театр обычно готовит новую программу, чаще всего составленную из «досюльных», т. е. старинных танцев и песен, которые хорошо известны старшему поколению кижан. День Кижской волости за годы существования превратился в широкомасштабный проект, авторами которого являются сотрудники отдела истории и этнографии во главе со Светланой Васильевной Воробьевой.
В 1998 и 2004 гг. в рамках проекта прошли Фестивали колокольных звонов, организованные музеем заповедником и Ассоциацией колокольного искусства России. На единственной действующей в России деревянной островной колокольне Кижского Погоста богатый набор колоколов, позволивший лучшим звонарям представить свое искусство. Не нарушая основных канонов, заонежские звонари создали собственный стиль исполнения. Все это дает основание музею-заповеднику «Кижи» в будущем стать центром по исследованию особенностей деревянных колоколонесущих конструкций, как специфического музыкального инструмента, и проводить на базе музея «Кижи» мастер-классы по звонарному искусству с участием ведущих специалистов. Инициатором возрождения колокольных звонов на острове Кижи был Игорь Архипов, ныне руководитель фольклорного коллектива «Тойве».
С 1999 года ежегодно в День Кижской волости в акватории острова Кижи проводится «Кижская регата» — единственный в России фестиваль традиционных лодок-»кижанок» и современных весельных лодок. Автор проекта — Юрий Наумов, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи». За семь лет существования регата стала международной.
«Ожившая экспозиция»
Музейная программа «Ожившая экспозиция», разработанная в 1994 году, включает в себя реконструкцию и демонстрацию традиционных ремесел Олонецкой губернии посетителям музея-заповедника «Кижи». Название программы полностью оправдывает себя: мастера и ремесленники в народных костюмах работают на острове Кижи в основной экспозиции, в буквальном смысле слова оживляя интерьеры крестьянских домов. Мастерами-умельцами возрождаются утраченные технологии. Светлана Воробьева, автор и руководитель программы «Ожившая экспозиция» в течение десяти лет, раскрыла секрет изготовления уникальных бисерных серег-бабочек и бус-жгутов по единственному, чудом сохранившемуся музейному образцу.
Сегодня руководитель программы — Наталья Чусова, зав. сектором ремесел отдела истории и этнографии. В течение экскурсионного сезона музейные умельцы показывают туристам свое мастерство: плетеные пояса-обереги, тканые половики. Вышивка и деревянные игрушки рождаются прямо на глазах у изумленных зрителей. Зимой «Ожившая экспозиция» работает в Лекционно-выставочном комплексе музея-заповедника «Кижи» в Петрозаводске, разрабатывая новые программы по народным ремеслам.
Рябининские чтения
Сегодня это одна из самых престижных научных конференций по изучению традиционной культуры Русского Севера в России и единственная в своем роде на Северо-Западе. А начиналось все в 1991 году с музейной научной конференции. Идея ее создания принадлежит Регине Борисовне Калашниковой, кандидату филологических наук, Заслуженному работнику культуры РК. Идею поддержали коллеги по музею «Кижи» и его директор Ольга Афанасьевна Набокова. Первая конференция «Рябининские чтения», собравшая тридцать участников, проходила на острове Кижи. Название ей дал фольклорист мирового уровня из Санкт-Петербурга, доктор филологических наук, один из ведущих специалистов по былинам, знаток творчества династии выдающихся заонежских сказителей Рябининых Борис Николаевич Путилов. Он же возглавил вторую, уже ставшую международной, научную конференцию «Рябининские чтения» в 1995 году, собравшую 80 участников. И с тех пор традиционно раз в четыре года в Петрозаводске проходит этот научный форум. Круг тем с каждым разом расширялся, росло и число участников. В 2003 году половину необходимой для организации конференции суммы составили средства гранта РГНФ (Российского государственного научного фонда), что позволило не ограничивать количества участников, и их число достигло ста пятидесяти. Музей «Кижи» принимал гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Курска, Архангельска, Вологды, а также Киева, Вильнюса, Хельсинки и Кухмо. Все участники отмечали европейский уровень проведения конференции. Восемь сотрудников музея «Кижи» принимали в «Рябининских чтениях» непосредственное участие, выступая с докладами. Выпущено три академических сборника материалов «Рябининских чтений», тиражом 500 экземпляров каждый. В юбилейном для музея «Кижи» 2006 году начнется подготовка пятой научной конференции «Рябининские чтения-2007».
Фольклорно-этнографический театр (ФЭТ)
Наш ФЭТ — фольклорный коллектив, уникальный тем, что исторической достоверностью воссоздает и сохраняет народное творчество Русского Севера. Участниками ФЭТа являются сотрудники музея и их дети. Любовь к народным традициям объединила сотрудников отделов фольклора, истории и этнографии, природы, фондов. В основном составе 10 человек, общее количество участников доходит до 45. Первая фольклорная группа появилась в музее «Кижи» в конце 80-х годов и впоследствии переросла в ФЭТ, когда в 2000 году был создан отдел фольклора. Из первого состава фольклорного коллектива сегодня работают Жанна Гвоздева, руководитель фольклорной группы, Елена Герасимова, музыкальный руководитель ФЭТ, Регина Калашникова, научный руководитель коллектива и Ирина Набокова. ФЭТ работает круглый год: летом на острове Кижи, зимой — в городе. Большим успехом у зрителей пользуются лектории ФЭТа: «Праздничный календарь Олонецкой губернии» (2004 г.), «Игры крестьянских детей» (2005 г.) Участники коллектива работают с материалом, который большей частью сами собрали в экспедициях. Сегодня в архив ФЭТа около 500 часов звукозаписи фольклора Русского Севера — это уникальное собрание, которое необходимо сохранить, перевести в цифровой формат, расшифровать. Так, например, в нынешнем году сотрудниками отдела фольклора расшифровано 35 аудиокассет. Уникальными можно назвать не только песни, танцы и обряды, воссозданные фольклористами, но и сшитые их собственными руками по музейным коллекциям народные костюмы. Каждый сарафан и головной убор — аналог этнографического костюма. В 2004 году, к 15-летию коллектива, музей «Кижи» выпустил CDR-диск «Песни Русского Севера», который пользуется большой популярностью у туристов. В юбилейный для музея год готовится к выпуску новый CDR-диск «Жестокий романс», в который войдут записи, сделанные в экспедициях сотрудниками музея и работниками КарНЦ РАН. На российских и международных фольклорных фестивалях ФЭТ достойно представляет музей «Кижи». На счету у группы десятки дипломов, грамот и благодарственных писем из разных уголков России.
Экскурсионно-методическая служба
Вместе с музеем 40 лет назад появился отдел научной пропаганды, в 70-е годы он стал научно-просветительским, в конце 80-х годов превратился в экскурсионное бюро, а с 1997 года — это экскурсионный отдел музея-заповедника «Кижи». Сегодня в отделе круглый год работают 8 сотрудников и более 100 экскурсоводов — во время летнего туристского сезона. Главная отличительная черта кижских экскурсоводов — высокий уровень профессиональной подготовки. Обязательное условие — свободное владение наиболее востребованным иностранным языком: английским, немецким, французским, финским, итальянским или испанским. Большинство крупных музеев страны давно отказались от специальной работы по подготовке экскурсоводов и заключают договоры с имеющими лицензию гидами. В музее «Кижи» не только сохранилась приемственность экскурсионно-методической службы, развилась в целевую систему трехгодичной переподготовки экскурсоводов. Ежегодно организуются двухмесячные курсы по подготовке экскурсоводов. Из семидесяти слушателей курсов на работу в музей попадают только самые лучшие: таков критерий оценки полученных знаний и умения их применить на практике. Сотрудники экскурсионного отдела, убежденные, что «своего экскурсовода надо вырастить», проводят большую индивидуальную работу: прослушивания, разбор возможных ошибок, консультации — все для достижения более высокого уровня подготовки экскурсоводов.
За прошедший туристский сезон гидами музея проведено 6497 экскурсий, а всего в этом году остров посетили 167326 человек.
Летом нынешнего года среди молодых экскурсоводов музея «Кижи» на острове прошел конкурс профессионального мастерства «Гид Вселенной», победителями которого стали Светлана Калтыгина, Наталья Козлова и Михаил Володченков.