Благое дело - восстановление храмов @kizhi
Какими средствами кижане поддерживали свои церкви в XIX веке
Каждый из кижских храмов — замечательное творение зодчих, но в целом архитектурный ансамбль, неповторимый по живописности, красоте и своеобразию, представляет исключительный образец мировой архитектуры, соединивший ажурную легкость и стремительную свободу с холодной строгостью и гениальной простотой.
На Кижском погосте была сосредоточена вся духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь округа. Здесь жили представители церковной и светской власти, происходили народные сходы, ярмарки, церковные и другие празднества. В церквах велись службы.
Прихожане регулярно и аккуратно следили за тем, чтобы их церкви были «в твердости», утвари в ней было бы «достаточное количество» и чтобы «благолепием церковь была украшена хорошо». В 1802 году в штате при кижских церквах числилось 7 человек: два священника, три дьяка, два пономаря. В кижском приходе насчитывалось 229 двора, 1083 души.
Однако со временем в архивных сообщениях стали появляться тревожные вести. Так, в 1865 году отмечалось: «В кижской Спасо-Преображенской церкви бочки под главами все обгнили… требуют переделки и перекрытия новым тесом, а в самой церкви покривившиеся полы переслать и, если можно будет, поднять осевшие стены на фундамент».
Работы по оздоровлению церкви предстояли очень значительные. Интересен следующий факт, связанный, видимо, с основательной ветхостью церкви. В 1867 году «крестьянин Акакий Воронцов просил разрешения строить церковь в другом месте, но не получил его, а вместо этого было велено использовать запасы леса для ремонта Кижской церкви».
После капитального ремонта Преображенская церковь к 1870 году была обшита новым тесом, покрашена внутри и снаружи, а полы обновлены. Оставалось укрепить иконостас и позолотить его обрамление. С этой целью Его Высокопревосходительству Епископу Олонецкому и Петрозаводскому Палладию был представлен доклад духовенства Кижского погоста с заявлением от крестьян Кижского погоста о необходимости обновления иконостаса в церкви Преображения, а также просьба о позволении сбора средств в Петербурге в связи с «его (иконостаса — прим. авт.) громадностью и предстоящими значительными расходами».
Олонецкая Духовная Консистория дала разрешение на выдачу пригласительного листа для сбора средств от благотворителей «на благоукрашение Преображенской церкви». Пригласительный лист был выправлен на имя крестьянина деревни Волкострова Ивана Павловича Никонова, проживавшего приказчиком у купца Капустина в Петербурге. 3 июля 1868 года церковному старосте кижской церкви Преображения была представлена смета расходов от золотаря (мастера по золоту) Александра Степановича Ильина, мещанина из Ростова Ярославской губернии. Сметой предусматривался полный разбор иконостаса с последующей его установкой и золочением рамы, а также реставрация икон «в чистом греческом стиле». Договор с А. Ильиным был выполнен лишь в 1901 году, но «добросовестно и добротно».
Средства для благолепного поновления кижских церквей поступали из разных источников. Некоторые строительные материалы брались взаймы, например, было получено в долг листовое железо от крестьянина Григория Андреева, железо и 28 гвоздей от пономаря Луки Петрова. Поступали материалы по завещаниям, в виде пожертвований. Так, на основании завещания купца Олёхина поступило 60 пудов железа, крестьянин Тит Серый пожертвовал на поправку церкви 200 рублей серебром, а крестьянин Мирон Симеонов пожертвовал в Кижскую Преображенскую церковь колокол весом 102 пуда 35 фунтов ценою в 1800 рублей. В 1868 году на поправку состояния Спасо-Преображенской церкви по Сборной книге было собрано 404 рубля 62 копейки. Использовались билеты Приказа общественных призрений. В октябре 1867 года на восстановление церкви было передано два билета приказа общественных призрений в 800 рублей.
Важно отметить, что совершались сборы при помощи храмовых икон, или, так называемого, хождения с иконой по приходу. С его помощью совершался сбор зернового и печеного хлеба, холста, холщовых полотенец, шерсти для последующей их продажи и выручки денег. В мае 1896 года за пожертвованный прихожанами овес во время хождения по приходу с иконой Всемилостивого Спаса выручено 15 рублей на окраску Преображенской церкви. В декабре 1896 года выручено на украшения храма 12 рублей от вырученной шерсти. В июне 1897 года во время хождения по приходу с иконой Божьей Матери выручено 30 рублей от продажи пожертвованного хлеба на позолоту иконостаса в Спасо-Преображенской церкви.
Ради исправления Спасо-Преображенской церкви проводилась продажа привесов крестиков к иконам, сборы «в кружку».
Можно сказать, что на благое дело — восстановление храма собирали средства всем миром, каждый отдавал то, что мог.
В 1900 году для охраны Кижского погоста Макар Александрович Григорьев из деревни Медные горы Толвуйского уезда обязался построить около Кижской церкви дом, в котором предусматривалось устройство караульной комнаты для церковного караула и комната для школьного учителя. Первая церковно-приходская школа на Кижском погосте была открыта в 1899 году.
Бережное отношение кижан к своим церквам, умение изыскивать финансовые средства, используя для этой цели различные возможности для поддержания их «в благолепии», помогло сберечь эти строения до наших дней.