Новое поколение выбирает ... музей Vkontakte@kizhi

Эмблема РДМЦНовое поколение выбирает ... музейНовое поколение выбирает ... музей

В 2004 году Республиканскому детскому музейному центру исполняется 10 лет

Каролина Талбонен, 15 лет
Кижи Высокие, древние, Ликуют, волнуют, зовут! Связующая нить между прошлым и будущим. Вечность!

Для непрофессионалов музей — это нечто архаичное, пропахшее нафталином и покрытое пылью времени. К счастью, это не так. Многие российские музеи уже давно перестали напоминать традиционные «храмы искусств». Они превратились в современные учреждения культуры, которые активно применяют на практике новые подходы в работе с посетителями. Одно из приоритетных направлений музейной деятельности — образовательное.

Отечественные музеи, как и многие бюджетные организации, в бурные перестроечные годы становились перед выбором — либо адаптироваться к новым, порой жестким, экономическим условиям, либо катиться по накатанным рельсам, влача жалкое существование.

Музей-заповедник «Кижи» выбрал первое. После анализа музейной аудитории, выяснилось, что 90 процентов посетителей заповедника — иностранные туристы. Жители республики были желанными, но редкими гостями на острове. Перед заповедником встала задача — выйти на более тесный уровень общения с местным населением, живущим на острове, в городе, в республике.

Музей — это не то учреждение, куда люди ходят в обязательном порядке, как, например, в школу или на работу. Для того чтобы у человека возникло желание прийти в музей, он должен понять насколько ценно то, что нам досталось по наследству от предков. В этом заключается образовательная функция музея — объяснить, рассказать, показать. Кому? Прежде всего, детям — будущим посетителям и хранителям памяти. Поэтому в 1993 году на базе музея-заповедника «Ки-жи» был создан Детский музейный центр, а через год он приобрел официальный статус республиканского учреждения. Авторами идеи стали Людмила Шилова, заместитель директора музея-заповедника, и Михаил Лопаткин, бывший в те годы директором музея-заповедника. Впервые в республике и, как утверждают эксперты, в стране идея совместной культурно-образовательной деятельности музея и системы образования нашла свое организационное закрепление в форме консорциума учреждений и органов управления образования и культуры. «Сегодня мы можем говорить о жизнеспособности и высокой эффективности РДМЦ как новой для отечественного музейного дела и системы образования организационной структуры, основанной на принципах кооперации и интеграции, системности и технологичности»,— отметила Л. Шилова.

Республиканский детский музейный центр (РДМЦ) представил новый тип общения с ребенком, где было учтено своеобразие приобретения знаний детьми. Их возрастные психологические особенности находят выход в исследовании исторического прошлого, не опосредованно, через учебник, а напрямую, соприкасаясь с традиционной культурой нашего края. «Основная задача центра — научить молодежь любить, ценить историко-культурное наследие нашей страны, нашей республики. Научить беречь все то уникальное, что оставили предки. Мы должны подготовить свою смену музейщиков, в чьи надежные руки мы передадим памятники»,— рассказывает Наталья Воронина, начальник отдела по музейно-образовательной деятельности музея «Кижи».

Фундаментальный принцип организационной модели РДМЦ — непрерывность образовательного процесса: детский сад — школа — вуз. В 2001 году цепочка замкнулась: на историческом факультете ПетрГУ была открыта специализация «История, музееведение и музейная педагогика». Ребенок, начав знакомство с музеем, миром культуры в детском саду, продолжает осваивать музейное дело в школе и впоследствии в вузе.

Организация музейного пространства в учреждениях образования — это «ноу-хау» РДМЦ. Для детей нужно было создавать особое «детское» музейное пространство, где ребенок мог бы не только рассматривать экспонаты, но и познавать окружающий мир путем опытов и экспериментов, через живое общение с предметным миром культуры. Так, в 43-й и 2-й школах Петрозаводска, в Державинском лицее музеем совместно с педколлективами были организованы музейно-образовательные комплексы, где ребята знакомятся с историей и традициями Карелии. В детском саду № 108 успешно действует музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба». Сама атмосфера — лавки, русская печь, сундучок с чудесами — готовят ребенка к чему-то необычному. Игра здесь возникает как нечто само собой разумеющееся, и дети с удовольствием принимают ее условия, когда переодеваются в народные костюмы. На занятиях ребята представляют семью, которая живет в избе. Малыши живут настоящей деревенской жизнью. За гостеприимным столом детки с большим аппетитом едят блюда национальной карельской кухни — калитки, пироги. Такие занятия вносят в образовательный процесс элемент «чудесности», сказки, волшебного превращения. Дети с удовольствием примеряют роли крестьянских персонажей и выполняют их социальные функции. Куклы словно оживают при помощи прикосновения к ним волшебника-ребенка. К слову сказать, в этом году ДОУ № 108 был награжден памятным дипломом Правительства РК за достижения в области образования и культуры.

Музейная педагогика дает возможность обучать, играя с подлинными предметами. Старинные вещи — словно проводник, мостик между прошлым и будущим — увлекательно и захватывающе рассказывают ребенку историю его предков. Помимо этого, дети работают над составлением своего генеалогического древа. Это настоящая исследовательская работа, к которой подключаются не только родители, но и весь семейный клан. В биографиях родителей, дедов, прадедов ребенок видит реальную «живую» историю, которую творили его близкие. Но все же приобретение знаний в музее не является главным, главным является погружение детей в культуру через эмоции, переживания, творчество на основе знаний предметов, старинных вещей и семейных традиций.

«Наша основная задача — сделать уникальное историко-культурное наследие Карелии личным достоянием ребенка, помочь ему совершить увлекательное путешествие в прошлое для того, чтобы лучше осмыслить настоящее и свое место в нем»,— так считает Ирина Сергеева, старший научный сотрудник музея.

В образовательную практику органично вошли интерактивные выставки, музейные праздники, летняя музейно-этнографическая школа. За десять лет в музейно-образовательных программах, выставках и конкурсах детского центра приняли участие более полумиллиона детей и взрослых.

Отрадно, что подрастающее поколение выбирает не только пепси, но и с удовольствием учится ценить и понимать наследие и чувствовать прекрасное.

Ольга ГАЛУШКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф