Образ вечного @kizhi
Знаменитый на весь мир храм-памятник Преображения Господня с 1980 г. закрыт для посещения. Его интерьер разобран, а элементы внутреннего убранства хранятся в запасниках музея. За эти годы выросло целое поколение людей, лишенных возможности побывать внутри храма. Редакция газеты решила хотя бы частично восполнить этот пробел и серией публикаций рассказать читателям о его интерьере и иконостасе. Открывает рубрику реставратор древней живописи, специалист I категории, старший научный сотрудник отдела фондов Галина Фролова.
Православные храмы и внешне и внутренне отличны от окружающих их зданий. Пространство Преображенской церкви в метафизическом выражении — это образ мира, всего царствия Божьего, вечного, совершенного и недвижимого в своей изначальной построенности и иерархической целостности. Эта символическая структура была полнокровно воплощена в иконографической «программе» кижской Преображенской церкви.
В основе плана двадцатистенной Преображенской церкви — крест, это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Спасителю, а его внутреннее убранство в соответствии с его наименованием способствует преображению находящегося в нем человека.
Центральная часть сруба — восьмигранник — имеет четыре прямоугольных прируба, ориентированных по сторонам света, что в плане создает равноконечный крест, в котором значительное пространство отведено иконостасу. Первоначальный тябловый иконостас имел небольшие завороты на боковые стены, затем около середины XVIII в. с введением резной золоченой рамы иконостас в значительной мере подчинил себе стенные плоскости северного и южного концов креста, разделив прирубы по средней линии. Это был один из самых крупных иконостасов в храмах Олонецкой епархии. Его высота равнялась 3 саженям 2,5 аршинам, длина — 12 саженям.
Преображенскому иконостасу присущи четкость форм, симметрия в решении объемов и пространства, выделение декором конструктивных частей храма. Иконостас имел сложную конструкцию, с системой не только горизонтальных, но и вертикальных членений. Ставы, в которые ставились иконы, усложнены за счет включения в него архитектурных форм — колонн, пилястр, архитравов, карнизов. В них иконы отделялись одна от другой позолоченной деревянной резьбой, основным мотивом резьбы которой являлась виноградная лоза — раннехристианский символ Церкви и евхаристии. Иконостас содержал огромное число икон — первоначальный вариант состоял из 105 икон, последний иконостас включал 103 иконы. Это был четырехъярусный иконостас, включавший иконы пророческого, деисусного, праздничного и местного рядов. Цветовая палитра преображенских икон изобилует золотом, что в сочетании с резной позолотой иконостаса создавала настроение торжественности, праздничности интерьера.
Удивительно расположение иконостаса в Преображенской церкви. Его форма, как распростертые объятия Христа, обнимает и вовлекает прихожанина, делает его сопричастным Господу — «иже еси на небеси и на земли». Пребывая в центре храма — в центре креста (именно там находится прихожанин), ощущаешь сопричастность и включенность себя в Царствие Божие.
Центр пространственного креста в Преображенской церкви был усилен подкупольным «небесным» пространством*, в котором иконографическая «программа» храма получала свое логическое завершение. «Небо» состояло из 16 икон — клиньев, имевших изображения серафимов, херувимов, ангелов и праотцев, расположенных порядно. В нижнем регистре были изображены праотцы. Они, продолжая иконостасное предстояние, возводили взгляд и душу прихожанина в небесные сферы. Выше располагался ряд ангелов (по всей вероятности — «небесное воинство»). Еще один чин небесной иерархии в виде ореола из херувимов и серафимов обрамлял все изображение. Постепенное «горнее восхождение» завершалось в центре купола изображением Новозаветной Троицы («да приидет царствие твое») в окружении небесных сил (серафимов, херувимов, престолов). Замковое кольцо, обрамлявшее образ Троицы, содержит текст молитвы «Отче наш» — молитвы, которую преподал нам Господь. Замковое кольцо круговой молитвой заключало прихожанина в небесные сферы. Вертикальное подкупольное пространство имело, таким образом, определяющее значение в организации всей художественной среды храма.
Многосоставная живопись «неба», светоносность иконостасной живописи пространственного креста зрительно сливались в единую структуру-символ, создавали яркую и многоплановую пространственную перспективу. Осветительные приборы — свечи, лампадки, паникадило — усиливали этот эффект. Несомненно, что убранство Преображенской церкви производило сильное впечатление на кижских прихожан, видевших все это великолепие в полном блеске и красоте, и духовно преображало их.
* «Небо» утрачено в годы второй мировой войны