Преображение: по дороге воспоминаний @kizhi
2 сентября спокойствие площади Кирова было нарушено. Переливчатый колокольный звон в исполнении музыкального ансамбля «Тойве» плыл над центром города, заставляя многих горожан обратиться мыслями к душе, к вечному. Так торжественно и величаво музей-заповедник «Кижи» открывал в этот день новую выставку «Преображение», посвященную 290-летию церкви Преображения Господня Кижского погоста. Авторы выставки — научные сотрудники Виола Гущина, Наталья Гроссман, Галина Фролова. Неординарное звуковое сопровождение предваряло необычное художественное оформление экспозиции. Дизайнер музея Ирина Панкова нашла нестандартное художественное решение, и многоглавая именинница, а точнее ее макет, представлена на выставке в окружении золотых колосьев ржи, с особой заботой выращенной сотрудниками музея на экспозиционных полях рядом с Кижским погостом. Это первая выставка, рассказывающая о долгом жизненном пути всемирно известного храма, который настолько многолик, что сотрудники музея задумали целую серию выставок, посвященных «жемчужине» Русского Севера. О своем восприятии выставки «Преображение» рассказывает один из ее авторов Галина Фролова.
На что Кижи действительно похожи… Конечно же на колос русской ржи, В котором купола подобны зернам… Недаром в небо тянутся Кижи…
Эти строки русского поэта Виктора Старкова будто писались под впечатлением от выставки «Преображение», которая открылась в начале сентября в выставочном зале музея-заповедника «Кижи». Главное действующее «лицо» экспозиции — Преображенская церковь в Кижах, которой в этом году исполнилось 290 лет. Ее макет, расположенный в центре зала, в округлой полупрозрачной форме, олицетворяет многофункциональную роль церкви, ее многогранность. Это центральный образ, вокруг которого задумана экспозиция. Творение рук человеческих, размещенное в круге — символе вечности, задает определенный настрой для восприятия выставки. Символичность позволяет увидеть новое в общеизвестном. Образ церкви в окружении полупрозрачной стены, может восприниматься многозначно в зависимости от мироощущения и подготовленности посетителя. А сам заповедный остров представлен здесь своеобразным бордюром, оформленным вдоль стены из колосьев ржи — злаковой культуры, которая всегда произрастала на кижских полях.
Кижи и рожь, церкви и хлеб — небесное и земное… Одинаково важные понятия в человеческой жизни. Хлеб дает физическое насыщение, а церковь дарит нам всю полноту духовных и нравственных сил. Идея и материальное начало — одно от другого неотделимо. Из воспоминаний жителей окрестных заонежских деревень: «… дорога широкая, по одну сторону рожь, по вторую — рожь …там идешь по полям, в церковь идешь летом. Красиво!» Авторы выставки постарались воплотить эти слова и провести посетителей через эти традиционные кижские ржаные поля.
И сегодня, здесь на выставке, как три века назад, краса и гордость Кижей устремляется вверх из хлебного изобилия, символизируя незыблемое единение природы и человека. Шествие по дороге воспоминаний среди ржаных полей, знакомство с историческими документами по истории церкви, предметами храмового убранства должны по замыслу авторов передать настроение главного островного праздника Преображения Господня и подвести к заключительной части выставки, умозрительно введя посетителя в церковь.
К сожалению, в связи с реставрацией посетители музея не имеют возможности увидеть интерьер знаменитой церкви и, на выставке опять же захотелось представить внутреннее убранство храма глазами старожилов. В числе экспонатов: иконы, фрагменты декора золоченого иконостаса предметы церковной утвари, пожертвованные в разное время прихожанами.
«Спасова церковь красивая очень. Красивая, богатая. Все в иконах золотых! Такие большие! Небо — большое голубое, все звездочками золотыма. А сколько риз!» — рассказывала сотрудникам музея-заповедника «Кижи» заонежская крестьянка. Чтобы материализовать это сильное впечатление — «все в иконах золотых!» — интерьер церкви представили огромным воспроизведением центральной части четырехъярусного иконостаса с золотофоновыми иконами в золоченом иконостасе с объемной золоченой резьбой. А перед иконостасом на манекенах облачение XIX века кижских священников и диакона и при наличии фантазии можно «окунуться» в атмосферу храмового праздника.
Жизнь Преображенской церкви неразрывно связана с жизнью людей, сопричастных к ее судьбе. В процессе изучения церковной документации исследователей привлекло трогательное отношение прихожан к «благоукрашению» и содержанию в надлежащем виде приходского храма. Любили люди деревянную красавицу. Зажиточные кижские крестьяне не раз делали богатые дарения в церковь. Практически каждые полстолетия прихожане собирали средства для выполнения ремонтных работ — столь грандиозное по масштабу здание требовало регулярного ухода. Поразительна ответственность за сохранение памятника государственного значения, чиновных лиц от Управления по делам архитектуры Карело-финской ССР, понятны боль и забота советских реставраторов по сохранению и реставрации памятника и кижских икон, и то сколь взвешенно и ответственно подошло мировое сообщество к проблеме реставрации Преображенской церкви в наше время.
Это трепетное отношение людей разных эпох к Преображенской церкви сохранилось до сих пор и нашло свое отражение в выставке «Преображение».
P. S. От редакции. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать и прочитать. Выставка «Преображение» ждет вас ежедневно до 10 декабря по адресу: пл. Кирова, 10 а. По дороге воспоминаний вас проведут экскурсоводы музея «Кижи». Добро пожаловать!