Дары и находки @kizhi
Собирательская деятельность всегда являлась приоритетной в музее-заповеднике «Кижи».
Созданный в 1960-е годы музей был серьезно нацелен на формирование собственной коллекции. Она и была создана такими сотрудниками, как Алексей Тихонович Беляев, Борис и Виола Гущины, Людмила Гурвич, Людмила Трифонова, Светлана Воробьева, Анатолий Никаноров, Ольга Набокова … Борис Гущин, например, побывал в 50 экспедициях и принимал участие в собирании, по крайней мере, третьей части кижских фондов.
С 1988 года Елена Яскеляйнен и автор этих строк одновременно с предметами начали собирать фольклорный архив музея, записывая на диктофон десятки рассказов о традиционной свадьбе, быте, костюме, интерьерах крестьянских домов, часовенных праздниках… В научном архиве музея хранится почти 500 «звуковых» часов, которые, надеемся, послужат новым поколениям музейных сотрудников, которым, возможно, уже не доведется общаться с настоящим крестьянином.
По-разному вещи приходят в музей. Процесс этот нескончаем. Огромную часть музейной коллекции сформировали дарители. Благодеяние, не исчезающая народная традиция. Один из последних даров был получен 23 марта 2004 года. В этот день из Петербурга в Петрозаводск приехала Юлия Николаевна Матвеева, дочь усть-ижорского священника Николая Матвеева, внучка лижемского священника Аполлония Васильевича Плотникова. Она привезла уникальные семейные реликвии (21 предмет). Документы и вещи принадлежали Епископу Кронштадскому Венедикту (1872–1937) и его дочери Таисии Викторовне (1895–1984). Венедикт, в миру Виктор Васильевич Плотников, детство провел в селе Лижма, окончил Олонецкую духовную семинарию, в Петрозаводске стал священником. За образованность, хороший голос и красивую внешность, как, шутя, говорят родственники, был направлен в Духовную Академию в С.— Петербург. Долгое время служил в Никольском соборе, а в 1920 году, приняв монашеский сан, стал епископом (в 1933 году — архиепископом). Блестящая карьера на духовном поприще обернулась печальной-печальной судьбой. С 1922 года он испытал на себе множество гонений, был приговорен к смертной казни, сидел в тюрьме, отбывал ссылку. В 1937 году его расстреляли в Левашовской пустыни под Ленинградом, но дочь умерла, не зная его могилы. В музее «Кижи» будет храниться саквояж-»требник», с которым Епископ Венедикт ходил на требы в Ленинграде: отпевал, крестил. Таисия Викторовна Иванова (в девичестве Плотникова), близко знавшая Анну Ахматову, Ольгу Берггольц, Михаила Зощенко, работала в одном из ленинградских издательств. Владела четырьмя языками, ибо в 1912 году окончила с серебряной медалью Павловский институт в Санкт-Петербурге. В музей поступили личные вещи Таисии Викторовны: чудесные платья начала XX века в стиле модерн, украшенные французским бисером, кружевами, перламутровыми пряжками, блокнот в деревянной «оправе», бальная сумочка, саше для носовых платков, закладка для богослужебных книг, документы, фотографии, в том числе с дарственной надписью Епископа Венедикта. Часть предметов изготовлена самой Таисией Викторовной, так как в институте ее обучали рукоделию и рисованию. Мы благодарны Юлии Николаевне Матвеевой за столь ценный дар музею.
Расскажу и об одной из последних экспедиций. Никакая книга, самая хорошая, не заменит живого общения с носителями традиций, не хочется называть этих людей казенным словом «информанты», принятым ныне в науке. Экспедиция — этот выход в «крестьянский мир», полный интересных встреч и приятных неожиданностей. Многое зависит от того, какая сложилась экспедиционная команда. Нам повезло. С 16 по 20 августа этого года мы путешествовали по Заонежью по маршруту: Космозеро, Великая Нива, Палтега, Шильтия, Фоймогуба, Черкасы. Команда подобралась очень работоспособная: главный хранитель Ольга Набокова, художник-реставратор Елена Наумова, водитель Андрей Пронин и автор этих строк. Наш экспедиционный день начинался с 9 часов утра и продолжался до 11 вечера. Кижан не удивить красотами природы, но Фоймогуба, «маленькая Швейцария», запала в душу. Очень понравилась деревня Черкасы, состоящая из 5 домов. К ней мы «прорывались» по размытой леспромхозовскими машинами дороге почти 3 часа, но были полностью вознаграждены.
Настоящим ангелом-хранителем экспедиции стала «летняя» жительница Космозера Сукотова (Кочина) Валентина Александровна, родом из прославленной купеческой семьи Изотовых. Она не только кормила нас калитками и рыбниками, поила чаем из самовара, но и знакомила со старожилами, помогала искать предметы. Это особенно удивительно, так как Валентина Александровна собирает в собственном доме небольшой музей, и многие предметы могли бы пригодиться ей лично.
Экспедиционный «улов» состоял из почти 70 предметов, шести записанных аудиокассет, множества фотографий. Народ в Заонежье добрейший. За эти предметы музей заплатил всего 3.000 рублей, так как большая часть вещей, зачастую семейных реликвий, подарена. Так, скоро окажутся в фондах монета 1738 года под названием «денга», более 10 прялок, среди них расписанные иконописцем Иваном Михеевичем Абрамовым, ножницы, на ручках которых видны изображения Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны, оклад церковной иконы, подписка журнала «Духовное чтение» за 1863 год, несколько вышитых полотенец, шерстяной клетчатый платок, который надевали девушки, катаясь зимой в «креслах», и многое-многое другое… Мы смогли так много привезти, потому что путешествовали на музейной машине. Это было очень удобно и надежно, значительно сокращало время.
Надеемся на то, что впереди нас ждут новые экспедиции, новые открытия. А пока… 8 сентября на остров Кижи из Америки приехал внук леликовского священника Николая Петропавловского Святослав Александрович Поллак. Он привез в дар десятки семейных фотографий и документов. Коллекции музея продолжают пополняться.