Лето – это маленькая жизнь! Vkontakte@kizhi

Лето – это маленькая жизнь!Лето – это маленькая жизнь!Лето – это маленькая жизнь!

В течение летнего сезона 2008 г. с 27 мая по 11 августа в Летней музейно-этнографической школе побывало:12 групп, в т.ч. 9 из Карелии, 3 из России; в процессе «погружения в культуру» участвовало:135 детей и 28 взрослых, а также 28 сотрудников музея-заповедника «Кижи»;в ходе экскурсий-практик проведено:51 экскурсия, 149 лекций - всего более 400 занятий, включая проектную, культуротворческую деятельность; в рамках работы ЛМЭШ было проведено 4 конкурса: «Открытка с острова», «От праздника к празднику», литературный конкурс, конкурс рисунков, в них участвовало: 164 ребенка.

Автор и научный руководитель проекта «Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи» – Людмила Васильевна Шилова.

Первыми участниками выездной экскурсии-практики в Летней музейно-этнографической школе на о. Кижи стали пятиклассники из СОШ № 34 г. Петрозаводска с проектом «Северный дом: хозяйственный уклад как отражение самобытности». В течение шести дней участники проекта изучали предметный мир крестьянской культуры, интерьер и экстерьер северного дома, знакомились с традиционными женскими и мужскими занятиями жителей Заонежья. Результатом их деятельности стало создание тематического иллюстрированного словарика «Северный дом».

Участники проекта «Ландшафтное проектирование: создание экологической садовой группы «Солнечная полянка» на территории входной зоны музея-заповедника «Кижи» за время пребывания на острове не только узнали много нового об уникальной природе и архитектуре музея, но и внесли свой вклад в благоустройство острова. Руководители проекта обошли весь остров в поисках лодки-кижанки, которая могла быть использована в проекте «Лодка древности». Может, ландшафтных дизайнеров заинтересует этот проект и в следующем году удастся его реализовать в одном из уголков заповедного острова?

Студийцам «Кижской палитры» не повезло с погодой, зато повезло с руководителем группы и студии С.А. Петряковой, которая заряжала детей своим оптимизмом и энергией. Кроме обязательных пленэрных занятий, участники проекта активно готовились к празднику «Кижи – мастерская детства». Ярким результатом проектной деятельности группы стала композиция «Мой музей», состоящая из шести панно, выполненных в необычной технике масляными красками на полиэтилене. Эта работа стала украшением праздника «Тайны истории».

Проект «Кижи в огнях рекламы» реализован группой учащихся Державинского лицея г.Петрозаводска. Программа практики была разнообразной: музейные занятия, круглый стол, деловая игра, экскурсии, знакомившие ребят с памятниками архитектуры, истории, культуры, природными объектами, заповедным ландшафтом острова Кижи. В заключение смены ребята представили эскизы афиш, рекламных буклетов, материалы для информационных щитов, проекты рекламных кампаний.

Участники проекта «Сам себе Гидрометцентр» из Прогимназии № 1768 г. Москвы приехали на остров со своей переносной метеостанцией. Особенный интерес к необычному сооружению проявили телята, которые неоднократно его «роняли», пытаясь определить количество осадков на вкус. Остается удивляться познавательному интересу школьников из Москвы, которых не останавливал даже дождь в их стремлении не только раскрыть «секреты» погоды на о.Кижи, но и познакомиться со всеми достопримечательностями музея-заповедника.

Знакомству с рыболовными традициями Севера был посвящен проект «Ловись, рыбка!» (СОШ №2, г. Петрозаводск). Ребята познакомились с основными хозяйственными занятиями крестьян, с историей и традициями рыболовного промысла и судостроения в Заонежье, создали журнал рыболовных традиций. В программу также вошли встречи с местными рыбаками, турнир по рыбной ловле, мастер-класс по приготовлению ухи и представление «Экологической сказки» на берегу Онежского озера.

Году Семьи посвящен проект «От рассвета до заката» (один день из жизни заонежской семьи), участниками которого стали члены студии «Киношка» СОШ № 1 г. Петрозаводска. Во время практики участники проекта создавали игровой фильм, посвященный культурно-бытовым традициям заонежской семьи, побывали в гостях у Марии Петровны Степановой, познакомились с традиционным укладом, обычаями заонежской семьи.

Участники проекта «Красота поднебесная. Культурологический мост: Суздаль – Кижи» из г. Владимира должны были доказать свое право попасть на остров, предварительно пройдя тестирование и творческий конкурс. Программа их пребывания была настолько насыщена музейными и пленэрными занятиями, что свободное время у ребят было только поздно вечером или рано утром. Необычайно высокий темп был задан руководителями проекта, которые по итогам практики организовали выставку творческих работ ребят и участвовали во встрече с сотрудниками музея-заповедника «Кижи».

Проект «Народные праздники в Заонежье» (СОШ № 36, СОШ № 40 г. Петрозаводска) был направлен на изучение традиций храмовых, часовенных праздников Русского Севера. Помимо традиционных музейных занятий и экскурсий в программу группы вошли мастер-классы, посвященные традиционным женским рукоделиям Заонежья – вышивке, изготовлению обрядовых кукол, вязанию. Группе посчастливилось побывать на часовенном празднике в д.Воробьи, посвященном св. великомученикам Кирику и Иулите.

Тему пленэра продолжила группа детей из села Великая Губа Медвежьегорского района с проектом «Кижские фантазии». Музейные занятия, экскурсии, встречи с сотрудниками и жителями острова, пленэрная деятельность юных художников на природе и в интерьерах крестьянских домов позволили ребятам создать свои творческие работы и передать их в фонд ДМЦ.

Знакомству с семейными традициями жителей Заонежья был посвящён проект «Кижская семья: традиции и современность», реализованный детьми сотрудников музея-заповедника «Кижи». Ребята познакомились с укладом заонежской семьи, с традициями воспитания детей в крестьянской семье, побывали на интерактивных экскурсиях, в фондах музея-заповедника «Кижи», участвовали в трудовом празднике жатвы и в празднике «Кижская регата». В конце смены ребята передали в фонд ДМЦ оформленный альбом «Кижская семья: традиции и современность».

Все участники Летней школы прожили маленькую, но яркую и запоминающуюся жизнь на острове Кижи благодаря встречам со специалистами из отделов экскурсионного обслуживания, истории и этнографии, фольклора, реставрации и сохранения недвижимых памятников, сохранения и мониторинга природных ресурсов, археологии, маркетинга и туризма, Фондов музея-заповедника «Кижи».

Огромное спасибо всем службам музея: и хозяйственной, и медицинской, и службе безопасности, а также пожарной части. Их внимание и заботу мы чувствовали во время работы Летней школы.

Наталья АРХИПОВА, куратор Летней школы

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф