Музеефикация исторических деревень: начало работы @kizhi
Музеефикация памятников — направление музейной деятельности и охраны памятников, посвященное преобразованию недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального их сохранения, выявления их историко-культурной, научной, эстетической ценности и включения в современную культуру.
Деревни охранной зоны музея-заповедника «Кижи» являются неотъемлемой частью культурного ландшафта исторической территории Кижской волости. С утратой сложившегося к началу ХХ века облика деревень и сельских нив богатого земледельческого края все менее понятным становится для туристов величие храмов Спасо-Кижского прихода. Сохранить оставшееся наследие и показать его приезжающим к нам людям — задача музея.
В конце 2002 года в отделе истории и этнографии началась работа по теме «Музеефикация исторических поселений охранной зоны музея-заповедника „Кижи“. Цель работы — расширить экспозиционные возможности музея, включив в туристические маршруты окрестные деревни.
На первом этапе предполагается комплексный подход к изучению каждой деревни: особенности места и ландшафта; топонимика, легенды и местные предания; описание крестьянских усадеб и планировки деревни; история деревни и ее жителей, хозяйственная деятельность и демографическая ситуация в различные периоды истории России с первого упоминания в Писцовых книгах до наших дней. Все вышеперечисленное дает более полное представление о деревне и помогает в разработке экскурсий и предложений по сохранению исторического поселения.
Для изучения были выбраны три деревни, разные по своему расположению и возможностям развития. Деревня Середка — место жизни и смерти Т. Г. Рябинина, здесь осталось три старых дома, проходит ЛЭП и работает турфирма «Кижский посад»; деревня Воробьи, в которой находится памятник архитектуры — часовня Святых великомученников Кирика и Иулитты, и осталось 7 старых домов, где проживают потомки местных фамилий; деревня Еглово на удаленном острове, в ней осталось три дома, часовня Богоматери «Всех скорбящих Радость» и нет коренных жителей.
В 2003 году велась работа по поиску самой разнообразной информации о деревнях в архивах, в литературе и СМИ, а также у местных жителей. Поиск иконографических материалов привел в музей архитектуры им. А. В. Щусева, в фондах которого было найдено много интересных фото и графических работ, что позволило организовать в выставочном зале музея в г. Петрозаводске выставку «Ветер времени. Кижская волость — ХХ век».
В 2004 году началась работа по натурному обследованию д. Еглово, на основе которой с учетом информации, предварительно собранной от местных жителей И. Ф. Вересова и М. П. Рогачева, будет подготовлена реконструкция исторического поселения.
В апреле состоялась экспедиция, в которой принял участие кандидат архитектуры Александр Скворцов.
В процессе проведения экспедиции на острове Еглове была обследована его южная часть с целью выявления остатков сооружений и построек, по различным причинам утраченных к настоящему времени и составлявших, наряду с сохранившимися, объемно-планировочную структуру поселения.
Время проведения данных работ было выбрано не случайно. Конец апреля — начало мая — это наиболее благоприятный период времени года, когда снежный покров уже в основном или полностью сошел, а молодой растительный покров еще не появился, то есть поверхность земли максимально обнажена, и фундаменты былых построек хорошо прослеживаются.
Экспедиции удалось выявить местоположение, геометрические очертания и некоторые особенности внутренней планировочной структуры нескольких разрушенных построек. Помимо часовни, трех сохранившихся жилых домов, двух бань и ледника, а также вновь построенных на полуострове Маймаксе (северней деревни) жилого дома, бани и сарая, было обнаружено и обследовано почти 20 «пятен» застройки: девять жилых домов, четырех бань, амбара, трех ледников, риги и других построек.
Была произведена топографическая съемка территории поселения с размещением на плане всех обнаруженных существующих и утраченных построек одновременно с нивелировкой рельефа местности и фиксацией береговой линии.
Необходимо отметить, что за последние несколько десятилетий после возведения в 30-х годах ХХ века на реке Свирь двух плотин произошел подъем уровня воды в Онежском озере, что изменило береговую линию всех прибрежных деревень и места всех старых бань, части амбаров и луг перед часовней залиты водой.
Остров Еглов и ряд мелких примыкающих островов покрыт большим количеством искусственных сельскохозяйственных полей, камни с которых собраны в каменные стенки — межи, груды — «грудницы» и другие специфические сооружения. Все они различны по размерам и форме. Очевидно, что эти рукотворные произведения как самостоятельный тип сооружений и памятников культуры наравне с деревянными постройками тоже требуют комплексного изучения и фиксации. Только незначительная их часть, непосредственно примыкающая к деревне, зафиксирована описанной топосъемкой и отражена на плане. Впрочем также очевидно, что и весь остров Еглов как самостоятельная и оригинальная эколого-культурная система нуждается в обследовании и картографировании. В планы данной экспедиции такие задачи не входили. Это потребовало бы большего количества времени и специалистов.
Интересен комплекс усадьбы крестьян Вересовых, в который входили большой двухэтажный дом, рига, а в берегу был выкопан канал, стенки которого укреплены срубами. В канале помещались две большие «кижанки»: семья Вересовых имела рыбные тони на Пудожском берегу. У входа в канал стоял рыбный амбар, около него на вешалах сушили сети, в самом конце канала, ближе к дому, была большая баня «по-черному», где сети сушились зимой. В центре небольшого залива находился рубленый садок для рыбы, а на другом берегу в 1930 году был построен сарай для «шитья» лодок, который позже был приспособлен под колхозный телятник. Г. Вересов перевез в 1911 году из деревни Липовицы и поставил на своей земле часовню для деревенской общины.
Семья Рогачевых переехала с соседнего острова Рогачев, а дом построен из части их старого дома в покинутой деревне.
Дом Натарьевых построен в 1887 году и является памятником архитектуры республиканского значения, к сожалению, до сих пор не были произведены его обмеры и в фондах музея о нем нет никакой информации. Истории других семей пока менее известны.
Результаты работы показали, что комплексный подход к изучению одной деревни дает много новой информации по истории Кижской волости и эту работу необходимо вести по всем деревням охранной зоны музея-заповедника «Кижи». Наши деревни — важнейшая составляющая историко-культурного ландшафта архитектурного ансамбля кижских храмов — сокровища мировой культуры.
P. S. В статье использованы материалы из научного отчета и рисунок Александра Скворцова.