Валерий Хазов: «Музей без кузнеца, как невеста без кольца» @kizhi
С незапамятных времен кузница была неотъемлемой принадлежностью русской деревни. Ремесло кузнеца было редким и почетным и переходило от отца к сыну, от деда к внуку. Кузнецы в деревне были нарасхват — ни одно из самых скромных сельских хозяйств не могло обойтись без топора, лемеха, ножа, серпа.
Кузнеца в деревнях считали лекарем, вершителем браков, колдуном, чародеем. С магической ролью кузнеца, созвучной с таинственностью его профессии и волшебной силой орудий, было связано большое количество поверий, легенд и обрядов.
Загадочный процесс превращения руды в железо, ковка раскаленного докрасна металла, тайна закалки в воде и в струе воздуха, хитроумные приспособления для литья и смелое обращение кузнеца с огнем — все это наводило людей на мысль о сверхъестественных возможностях мастера. Повсеместно были распространены легенды о божественных кузнецах Кузьме и Демьяне, покровителях всех тружеников этого ремесла.
1 ноября — День Кузьмы и Демьяна. Исстари этот день считался профессиональным праздником всех кузнечных дел мастеров. В музее-заповеднике «Кижи» старинная традиция сохранена до сих пор: в этот день принимают поздравления два кузнеца музея Валерий Хазов и Виктор Назарьев. Накануне праздника мы встретились с Валерием Хазовым, который один из первых стал возрождать кузнечное дело в Кижах.
- — Валерий Сергеевич, как возник Ваш интерес к этому древнему ремеслу?
- — В детстве я не был спокойным ребенком. Чтобы унять пыл и неукротимую энергию, дядя отвел меня, восьмилетнего, в петрозаводский Дворец пионеров. Начал я с изостудии, позже решил заняться резьбой по дереву и судомоделированием. Я очень благодарен Дворцу. Здесь мне встретились самые верные друзья: Аркаша Морозов, Гриша Салтуп и Гена Гришкин. Нашей дружбе уже более сорока лет. Именно здесь мне привили любовь к целеустремленному труду, научили работать с полной отдачей. Здесь сформировалась система взглядов на искусство и красоту. Мои студийные работы участвовали в международных выставках в Японии, Германии, Англии, Франции и даже в Марокко. Окончив школу, не колеблясь, поступил в педагогическое училище на художественно-графическое отделение. После окончания учебы в 19 лет распределился в поселок Найстенъярви Суоярвского района. Вот там и узнал настоящую ковку. Очень часто вечерами приходил в кузницу и мог часами, как завороженный, смотреть, как работает местный кузнец. После армии четыре года подряд поступал в «Мухинку» — Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Выбор будущей профессии не вызывал сомнений — только отделение художественной обработки металла. Металл графичен, пластичен и эстетичен. Это благодарный материал. Существуют тысячи орнаментов, но каждый раз он удивляет, подсказывая новый и неповторимый рисунок.
- — Расскажите, как начиналось возрождение кузнечного ремесла в музее?
- — Музей деревянного зодчества не может существовать без собственной кузницы. Музей без кузнеца, как невеста без кольца. Старинные гвозди оригинальной ковки не купишь в обычном строительном магазине, как не купишь скобы или, например, жиковины -— дверные кованые петли. Кузница конца XIX века, расположенная на острове в исторической деревне Ямка, была перевезена в Кижи в 70-е годы прошлого века из деревни Южный двор. В 80-е в ней начал работать кузнец-самоучка Михаил Караваев. К сожалению, в то время из-за скромных технических возможностей в мастерской выполнялся лишь небольшой объем работ. Я пришел в музей-заповедник «Кижи» в 1989 году. За плечами была работа в Союзе художников Карелии, я работал в восстановленной собственными силами кузнице на улице Виданской, где ковал ограды, решетки, занимался интерьерами. Кстати, журавли фонтана у Экспоцентра на улице Гоголя — моя работа того времени совместно с Григорием Салтупом. С приходом в музей мне пришлось одновременно восстанавливать две кузницы — на острове и в городе. Это совершенно разные мастерские по техническому оснащению и своему предназначению. Островная кузница выполняет работы попроще и, можно сказать, погрубее. В ней изготавливаются специальные гвозди взамен старых, ржавых, а также различные детали, которые ничем не отличаются от подлинных, так как сделаны они таким же способом, как много лет назад. Работаем методом старинной ручной ковки, не используя современное оборудование, например, пневматический молот. Орудуем десятикилограммовыми кувалдами, используем кузнечные тиски, изготовленные на ОТЗ по моим собственным чертежам в соответствии с началом XIX века. Работает настоящий кузнечный горн. Все это удалось благодаря руководству музея, а также Николаю Леонидовичу Попову и Татьяне Викторовне Незвицкой. Последние два года в островной кузнице работает Виктор Назарьев, которому я передал свой опыт. Отличный слесарь-механик, он всерьез увлекся кузнечным делом. Год назад музей стал восстанавливать историческую кузницу в городе на улице Неглинской. Дело в том, что зимой работать легче в городе. Городская кузница ориентирована на более тонкие, изящные работы. Поэтому и оборудована она современными небольшими станочками и приспособлениями. Поэтапно музей выделяет деньги на изготовление новых кузнечных тисков, наковальни, установку новой вытяжной системы. Техническое оснащение городской исторической кузницы планируем закончить к следующему лету. К этому времени кузница с художественно оформленным фасадом должна стать украшением района исторической застройки Петрозаводска.
- — Какие наиболее оригинальные и эксклюзивные вещи Вам пришлось изготавливать для музея?
- — Все, что касается Кижей, — эксклюзив. Приходилось восстанавливать медное навершие тощих свечей в Покровской церкви — где, скажите на милость, Вы сможете заказать такую деталь? В часовне Архангела Михаила восстановили оригинальный встроенный замок. Собираюсь делать паникадию -— церковную люстру — с двадцатью одной свечой для Покровской церкви по старинным эскизам, которые мне предоставили сотрудники музея Виола Гущина и Галина Фролова.
- — Есть ли в заонежском кузнечном ремесле только ему присущие особенности?
- — Конечно. Ему были свойственны сдержанность и аскетичность стиля. При этом вещи заонежских кузнецов отличала четкая функциональность. Ничего не создавалось просто для красоты. Между тем, строгая эстетика не исключала художественность изделий, в которых обязательно присутствовал знаковый символизм.
- — Входит ли в Ваши планы проведение мастер-классов с демонстрацией кузнечного искусства и проведение специальных экскурсий в кузницу в городе Петрозаводске?
- — Обязательно. На острове и в городе. В один из детских праздников 12 июня мне удалось провести подобный мастер-класс для детей. Переносной горн и меха разместились прямо на поляне. Детвору было не оттащить — перепачканные, чумазые, но с горящими глазами и нескончаемыми вопросами. Думаю, начнем как раз с детских праздников. Часто заходят на огонек туристы, им тоже интересно. Показ кузнечного мастерства вполне может стать частью внутримузейной программы «Ожившая экспозиция».
- — Где обучают кузнечному ремеслу, и готовите ли Вы себе преемников?
- — В старину кузнец работал в паре с подручным. Есть и у меня свой подмастерье — Влад Пестов, мой ученик и моя гордость. Сейчас он учится в Славянском институте, где я преподаю. Виртуозно освоил ковку. Это достойная смена. Обучают же кузнечному делу в Москве, Санкт-Петербурге. Кстати, на обработку металла поступить сейчас очень сложно из-за большого конкурса. Кузнецы нынче в почете. Люди потянулись к теплому благородному завитку из металла. Впрочем, как всегда.