Гусар в соловецкой робе @kizhi
Музей-заповедник «Кижи» и РДМЦ совместно с научно-исследовательским центром «Мемориал» впервые провели акцию «День памяти жертв политических репрессий», участниками которой стали более двух тысяч человек. Завершающий этап акции проходил в ПВЦ музея. Там была открыта временная выставка «Гусар в соловецкой робе», на которой представлено творчество В. Т. Ракова, самобытного художника-графика. Прошла творческая встреча с Д. Н. Москиным, собирателем и исследователем его творчества. Выставка интересна для тех, кто лично знал В. Т. Ракова и кто впервые открыл для себя имя оригинального художника.
Владимир Тихонович Раков (1906–1969) родился в Петербурге в зажиточной семье. Владимир был третьим ребенком — самым младшим. Юность Ракова пришлась на бурные революционные годы. В середине 1920-х он поступил в Институт гражданских инженеров (будущий ЛИСИ). Тогда молодежь не представляла, в каком государстве им предстоит жить, поэтому не редки были кружки «по интересам» — художественным, философским и др. За участие в подобном кружке под названием «Космическая академия наук» Ракова вместе с его друзьями (а среди них был Д. С. Лихачев) отправили в 1928 году на пять лет в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).
Пребывание в лагере — это особая тема, которой Владимир Тихонович никогда не касался. Есть свидетельства, что он принимал участие в оформлении спектаклей в театре на Соловках. Выжил Раков, вероятно, благодаря тому, что работал не на общих работах, а по специальности — инженером-строителем. Успел он внести свой вклад и в строительство великого водного пути — ББК.
В 1932 году Владимир Раков приезжает в Петрозаводск, так как жить в больших городах ему запрещено. Он преподает в строительном техникуме, работает в «Карелгорсельстрое» главным инженером. С этой организацией связана его работа во время войны на оборонных объектах. С освобождением столицы Карелии он возвращается в Петрозаводск.
Раков рисовал с детства. Он интересовался историей, культурой, бытом многих народов. Эти знания в дальнейшем ему пригодились в работе над альбомами. Из-за своей биографии он не смог войти в круг профессиональных художников, т. е. не был членом СХ, не участвовал в официальных выставках. А может быть, не хотел, потому что изобразительное искусство той поры было весьма политизировано, находилось под контролем органов, от которых Раков в свое время и пострадал. Он нашел свою оригинальную форму самовыражения — дружеский альбомный рисунок, где полностью был свободен, где раскрылся как художник-лирик, философ, юморист.
Рисунки акварельные, в туши и карандаше, одиночные и сериями создавались им ко дню рождения близких и друзей. После войны Раков сделал более 20 альбомов, включавших около 500 работ. Часть альбомных сюжетов создано на стихи Дениса Давыдова, Лермонтова, Блока. Некоторые альбомы Владимир Раков рисовал для детей. В 1938 году ему удалось издать в Ленинграде две книги: «Телефон» Корнея Чуковского и «Сказки бабушки Арины». Кстати, вышедшие на финском языке. В Петрозаводске он сотрудничал с газетой для детей «Юный ленинец» и журналом «На рубеже».
Дружба Ракова с академиком Лихачевым продолжалась всю жизнь. Иногда они встречались в Ленинграде, отмечая печальную дату своей общей судьбы.
В Петрозаводске у Владимира Тихоновича был свой круг людей, которым он доверял и которых ценил. Им-то он посвящал и дарил свое творчество. Это архитекторы Ростислав Корнев и Николай Куспак, преподаватели музыки Цицилия Кафьян и Любовь Малафеева, работники культуры Ираида Мальцева, Сократ Арутюнов, Ольга Граф и некоторые другие.
Ведая или не ведая того, но художник продолжил в середине XX века традицию альбомного рисунка, яркие образцы которого создавались в России в начале XIX века (Б. Гагарин, П. Челищев, лицеисты и др.).
Творчество Владимира Ракова — ценность не только карельской, но и российской культуры. Изданная книга-альбом о нем явила бы неожиданно для многих ярчайшую личность, незаслуженно забытую. Впрочем, для России это не в новинку.