Один шаг — и в профессионалы @kizhi
Подходит к концу 2004 високосный год. Согласно поверьям, в народе високосные годы считаются нелегкими, «несчастливыми».
Для фольклорной группы музея «Кижи» этот год, пожалуй, и был нелегким — а вот несчастливым едва ли: от начала и до конца прошел он под знаком празднования пятнадцатилетия ансамбля. В череде событий, связанных с юбилеем,— выпуск компакт-диска с песнями Русского Севера, юбилейный концерт, выступления с новыми программами на острове — незаметно подошел день 24 ноября, посвященный «финальному» концерту — своего рода подведению итогов деятельности фольклорной группы.
За 15 лет жизни коллектива под руководством Р. Б. Калашниковой, Е. В Герасимовой и с 2003 года Ж. В. Гвоздевой было сделано немало. В год, предшествовавший юбилейному, фольклорная группа осваивала сразу несколько программ: «Фрагмент пудожской свадьбы», «Карельские танцы», «Городская культура в деревне 20-х годов ХХ века». Их показу, наряду с уже хорошо известными зрителям,— таким как «Заонежская кадриль», «Поморская вечерина» — и был посвящен ноябрьский концерт.
Его обстановка соответствовала случаю: в заново отделанном зале Дворянского собрания Краеведческого музея собрались приглашенные — сотрудники музеев города, члены народных коллективов, наконец, просто те, кто знает и любит кижский фольклорный ансамбль. Длился концерт почти два часа, но скучать зрителям не приходилось: в каждом его фрагменте было пестрое движение сарафанов, мельканье многокрасочных лент, рукотворное «богачество» головных уборов, жесты и речи, воссоздающие картинки из прошлого,— не выдуманные, стилизованные «под старину», а заимствованные у тех, для кого все это естественно вплеталось в повседневную жизнь.
Пудожский свадебный обряд, открывавший концерт, показал новые возможности участников группы, так как исполнение обряда требовало не только умелого владения голосом (иначе народные песни и не поются), не только ловкости движений, полных своеобразного деревенского изящества (по-иному кадриль и не плясали), но и особого настроя. Были в свадебном обряде исключительные по драматизму моменты («причеть», исполненная Е. В. Герасимовой, музыкальным руководителем, на фоне звучащей свадебной песни), был и ощущаемый всеми потаенный задор. Зрители стали свидетелями маленького спектакля, где каждый участник всерьез разыгрывал отведенную ему роль.
Последовавшая вторым номером концерта поморская «вечерина» особенно понравилась зрителям своей цельностью. Поморские песни — удел и призвание женских голосов: это особая манера исполнения, особый стиль. Все, как одна, звенящие, нанизывались песни словно на незримую нить, сопровождаемые неспешными, плавными танцами «шестерка», «косая огорода», «утушная», и даже «нежданный» приход парней на вечерину, столь ожививший ее, не нарушил ее неторопливого хода.
Карельские танцы, исполняемые под игру на музыкальных инструментах, появились в репертуаре ансамбля с приходом Н. С. и Е. П. Михайловых. В этих танцах с удовольствием участвуют все члены фольклорной группы — к этому располагает задающее веселый тон сопровождение на гармошке. Есть у карел и танцы, где явствен северный характер — не научившись понимать его, не станцуешь их, как следует. Некоторые из таких танцев не столь просты для освоения, как убеждались участники группы во время репетиций,— однако вот он, результат: одновременные, в такт музыке, движения исполнителей создавали ощущение северной степенности.
В репертуаре ансамбля есть и программа, посвященная городским веяниям, которые проникали в деревню в 20-е годы. Она так и называется — «Городская культура в деревне 20-х годов ХХ века». Полька, «яблочко», «пад’эспань», «керенский» — танцы, столь отличавшиеся по характеру и манере исполнения от кадрили, «ланцов», были представлены в завершение концерта. «Под занавес» зрителям даже предложили немного поучаствовать — спеть вместе с ансамблем один из городских жестоких романсов, что подняло всем настроение.
Теперь, когда утихли аплодисменты, можно сказать, что нелегкий для фольклорного ансамбля юбилейный год был завершен достойно. Подтверждение этому — отзывы самых разных зрителей, которые едины в одном: это выступление стало для них праздником. По мнению научных сотрудников музея «Кижи», концерт показал, что фольклорная группа является действительно этнографическим театром. «Еще один шаг — и мы профессионалы»,— говорит руководитель фольклорного отдела Р. Б. Калашникова.
Хочется пожелать фольклорной группе дальнейшего профессионального совершенствования и продолжения их дела — сохранения этнографической традиции.