Рождественский бука @kizhi
Поздравление с Новым, 1917 годом
Принято считать, что первые открытки появились в России в 1871 году. На рубеже XIX и XX столетий они стали широко распространенными. Впрочем, в то время слово «открытка» считалось вульгарным. Следовало говорить и писать: «открытое письмо» или «почтовая карточка». Многочисленные издательства — столичные и провинциальные — репродуцировали на лицевой стороне «открытого письма» фотографии с видами городов, монастырей, церквей, картины художников и т. д. Оригинальные рисунки для воспроизведения на открытках создавали А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, И. Э. Грабарь, М. В. Добужинский, И. Е. Репин и другие выдающиеся русские художники.
Более 300 открыток было издано по рисункам и акварелям известной в последней четверти XIX в. и в начале XX в., а ныне, увы, забытой художницы Елизаветы Меркурьевны Бём (1843–1914). В каталоге крупнейшего русского издателя открытых писем — Общины Святой Евгении, дана такая характеристика ее творчества: «Усиленной и беспрерывной работой художнице удалось выработать свою собственную манеру в передаче различных эпизодов из детской жизни, благодаря чему она занимает совершенно обособленное место в русском искусстве. Елизавета Меркурьевна была одной из основательниц и постоянных сотрудниц ныне громадного дела художественных изданий Общины. Ее две акварели послужили для издательства счастливым началом и, найдя среди публики радушный прием, потребовали несколько изданий. Таким же успехом пользовались и другие картинки художницы, изданные в открытых письмах Общины Св. Евгении».
Много оригиналов сделала Е. М. Бём для пользовавшихся большим спросом открыток с рождественскими и новогодними сюжетами. Одной из лучших работ художницы была созданная по ее оригиналу открытка «Рождественский бука», изданная в Париже И. Лапиным.
В фондах музея «Кижи» имеется хорошо сохранившийся экземпляр этой открытки. В левой части оборотной стороны нашего экземпляра (для «Correspondance») черными чернилами, вероятно, в декабре 1916 года, написано обычное, «рядовое» поздравление: «Шлю поздравленiя / съ Новымъ / Годомъ и поже-/ланiя всего лучшаго / Ваша А. Рутковская». Возможно, адресант — «Александра Алс. Рутковская», упомянутая в «Памятной книге Киевской губернии» за 1915 г. В правой части оборотной стороны этой открытки (место для адреса) А. Рутковская написала: «Г. Кiевъ / Бибиковскiй бульваръ / 1-я Гимназiя / 1-ый Евгенiинск. Госпит. / Е. Вб. / Екатерин? Ивановн? / Татариновой». Сокращение «Е. Вб. «означает „Ея Высокоблагородію“, хотя адресат отнюдь не был „благородного“ происхождения (как и многие другие адресаты в корреспонденциях того времени, такова была „мода“, что ли).
Екатерина Ивановна Татаринова, как явствует из документа, хранящегося в музее «Кижи»,— «дочь крестьянина» Петрозаводского уезда, родившаяся около 1889 года. После окончания двухгодичного курса при Свято-Петровской общине сестёр милосердия [в Петрозаводске], она два года (с 1909 по 1911) «служила сестрой милосердiя при операцiонной Хирургическаго отд? ленiя [Петрозаводской] губернской земской больницы» и за это время «учавствовала въ качеств? инструментальной сестры при вс? хъ операцiяхъ и приобрела полныя знанiя и опытъ сестры хирургическаго отд? ленiя». В годы «отечественной» — Первой мировой — войны Екатерина Ивановна служила сестрой милосердия в госпитале Великой княгини Ольги Александровны (1882–1960), младшей сестры последнего российского императора Николая II. Вначале госпиталь дислоцировался в Западной Украине (Ровно, Проскуров), а затем в Киеве. Подлинные фотографии из «госпитального» альбома Е. И. Татариновой, находящегося в фондах музея «Кижи», свидетельствуют, что она была если не дружна, то близко знакома с Великой княгиней, которая, следуя своему жизненному девизу: «Быть, а не казаться», работала в госпитале своего имени простой сестрой милосердия, наравне с другими сёстрами милосердия по 10–15 часов в сутки, а иногда и больше. Но подлинные фотографии Ольги Александровны в фондах музея — тема отдельного рассказа.
Заслуживает внимания киевский адрес госпиталя. Госпиталь располагался в здании легендарной I-й Киевской гимназии: Бибиковский бульвар, д.14 (ныне — бульвар Т. Шевченко, гуманитарный (так называемый «Желтый») корпус Киевского университета). В разное время в гимназии учились будущие писатели М. А. Булгаков, К. Г. Паустовский, Я. Ивашкевич, академики Е. В. Тарле, А. А. Богомолец, певец А. Н. Вертинский, нарком просвещения А. В. Луначарский, биолог Н. В. Тимофеев-Ресовский (знаменитый гранинский Зубр) и многие другие выдающиеся исторические личности.
Очевидно, в этом здании, уже превращённом в госпиталь, и сделана впервые публикуемая подлинная фотография из фондов музея. Фотография относится к тому же времени, что и отправленная А. Рутковской открытка, то есть к последнему Рождеству и последнему году дореволюционной России. Крайняя справа во втором ряду — адресат открытки — сестра милосердия Екатерина Ивановна Татаринова. В наступившем 1917 году следы её, к сожалению, теряются.