Пасха красная @kizhi
Пасха, Светлое Христово воскресение — великий двунадесятый праздник православного календаря. Отмечается он в первое воскресенье марта после полнолуния, следующего за весенним равноденствием (период с 22 марта по 25 апреля).
- «Пост уже на исходе… Необыкновенные эти дни — страстные, Христовы дни».
- Напряженная подготовка к Пасхе начиналась с понедельника последней, Страстной, недели Великого поста — хотя весь семинедельный период воздержания, очищения и внутренней тишины был сосредоточенным ожиданием праздника. На Страстной в деревнях повсеместно мыли избы: терли лыком стены, полы, потолки, лавки, мыли окна — «большое избомытие» устраивалось в доме дважды в году (второй раз на Рождество). Красили яйца — «дорого крашено яичко о Христова дни» — луковой шелухой, ольховой корой; в Заонежье для этой цели собирали также растущий на камнях зеленоватый мох. Вечером Страстной субботы хозяйки топили печи и ночью пекли — свежая выпечка была готова к раннему утру, когда возвращались с церковной службы.
- «И звон немолчный кажется золотым мне… Смотрю на мерцающий огонек: он святой».
- Обычай ходить в церковь был обязателен для всех, и для детей: спать в пасхальную ночь — грех. Прихожане Кижской церкви вспоминают, что в эту ночь и церковные помещения, и паперть, и пространство внутри церковной ограды — все было заполнено народом. С началом благовеста зажигали свечи, и храм наполнялся яркими в полумраке огоньками. С первыми ударами колокола зажигались костры: старожилы села Лядины в Каргополье помнят до сих пор, как в Пасху жгли бочки на погосте.
- «Лобызаются по три раза… — „Со светлым праздничком!“
- В деревнях, где не было церкви, «Христа стретать» ходили в часовню в двенадцать часов ночи: звонили в колокола, читали молитвы, пели тропарь праздника, «христосовались» — поздравляли друг друга: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Эти радостные слова звучали на протяжении всей Светлой недели. Примечали, как встает солнце: если оно «играет», «радуется», это сулило хороший год. Придя домой, садились за трапезу: после молитвы отец наделял каждого сидящего за столом кусочком разрезанного на части яйца.
- «Мнут в широкой кадушке творог… сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы».
- Принадлежностью пасхального стола была творожная пасха, «кабуша». Творог, или «сыр», для пасхи в Заонежье готовили так: разминали его с солью и ставили в глиняной посуде в печь в легкий жар. Подрумянившийся сыр снова толкли и смешивали со сметаной, сливками, яйцами, сахаром, добавляли изюм. В Заонежье и Пудожье пасху часто делали круглой и украшали вокруг крашеными яйцами.
- «Громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой… Пахнет от них сладким теплом душистым».
- На праздничном столе часто были куличи. В послевоенном Заонежье в качестве формы для них использовали кастрюльки разного размера. В остальном выпечка была такой, как в другие праздники: пироги, калитки, рыбники, творожники.
- В первые дни пасхальной недели в деревнях совершался крестный ход к местным святыням. Прихожане церкви в Кижах в первый день Пасхи после обедни шли с иконами и хоругвями на Нарьину гору — там служили молебен. В селе Святозеро Петрозаводского уезда в конце XIX века на второй день Светлой седмицы ходили с крестным ходом к часовне Петра и Павла, стоящей на острове недалеко от берега.
- Со второго дня начинались обходы домов жителей священником и причтом. В заонежском селе Толвуя к священнику отправляли посланных с просьбой отслужить в домах молебны с иконой Божьей Матери — это называлось «ходить с Богородицей». Хозяева дома встречали процессию на улице, вносили в свой дом икону, а по окончании молебна передавали ее в следующий дом. Отголоском обхода дворов церковным причтом были хождения детей по родственникам и крестным родителям с поздравлениями — в ответ их одаривали крашеными яйцами.
- Как и в другие праздники, на Пасху «перегащивались» — ходили в гости в основном к родственникам: Пасха — праздник домашний.
- «Трезвоны, перезвоны, красный-согласный звон. Пасха красная… С неба падает звон».
- На Светлой неделе до самой субботы с колоколен, которые в это время не запирались, разносился несмолкаемый пасхальный звон — он запоминался как особенно радостный: «Хоть пляши под этот колокол!» Звонить могли все желающие: в одной из деревень Сенногубского прихода звонить в часовню прибегали ребята из окрестных деревень. В деревне Каршево Пудожского района роль звонаря во время пасхальной недели исполняла дочь церковного сторожа — ее игру на двенадцати колоколах знала вся округа.
- «Крашеные яйца в корзинах, пунцовые… Розовые, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки».
- Одной из пасхальных забав, любимых мужиками и молодыми парнями, были игры с крашеными яйцами, собиравшие массу зрителей. Для одной из них изготавливались деревянные желоба, перед устьем которых выкладывались яйца — в них целились играющие, по очереди спускавшие яйцо по лотку. Выбитые яйца победитель забирал себе. Яйца катали и по широким ровным половицам.
- «Качели праздничные, поправлены… К вечеру тут начнется — придут с округи, будет азарт великий».
- Традиционным развлечением молодежи и детей в Пасху были качели, «колубень», как называли их в Пудожье. Сооружали их специально к Пасхе на сарае дома: широкая подвешенная на веревках доска, куда садилось сразу несколько человек. В больших селах молодежь ставила качели на улице, свои на каждом конце села. Во время качания на качелях пели песни, частушки. В Заонежье молодежь в это время ежедневно собиралась на гумнах — танцевали и веселились.
- С Пасхой был связан обычай поминовения умерших родственников — это могли делать на второй день Пасхи, но чаще умерших поминали в Радуницу, «родительскую Пасху» — вторник на неделе, следующей за пасхальной. Считалось, что в этот день умершие разделяют всеобщую радость о Пасхе как о празднике торжества жизни и воскресения над смертью. Завершались пасхальные торжества праздником Вознесения — концом весны, наступлением лета.