Покровская церковь раскрывает тайны. К 245-летию строительства храма @kizhi
Официальной датой строительства считается 1764 год, именно тогда Покровская церковь на острове Кижи стала многоглавой, приняв знакомый всем сегодня вид.
Нелегкой, полной испытаний оказалась судьба церкви Покрова Богородицы, претерпевшей несколько перестроек. Ее архитектурное решение, ее возраст, тщательно скрываемый историей, до сего дня уточняются исследователями.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей материал по итогам многолетней исследовательской работы ст. н. сотрудника отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи» Виолы ГУЩИНОЙ.
Согласно многолетним изучениям архивных, исторических, археологических, архитектурно-конструктивных, инженерных, пропорциональных, натурных и дендрохронологических источников, традиционная, общепринятая датировка подверглась сомнению. Долго хранимую тайну своего возраста пытливым исследователям помогает раскрыть сама церковь.
Убедиться в этом просто, стоит лишь войти в церковь и внимательно взглянуть на следы минувшего времени, оставшиеся на полу и на стенах в помещении трапезной и собственно церкви. Это – счастливые свидетельства о наличии Никольского придела в церкви Покрова, построенной, согласно архивным данным, на месте свежего пожарища 1693/94 годов, возникшего на Кижском погосте от удара молнии. Никольский придел существовал около 170 лет (с 1694 до 1865 года).
Церковь отстраивалась с двойным функциональным предназначением в качестве летне-зимней или «тепло-холодной». Сама церковь была холодной, а Никольский придел – теплым. Алтарь Никольского придела располагался в юго-восточном углу собственно церковного помещения. Церковь Покрова использовалась для проведения богослужений на протяжении 20 лет, как единственная на погосте постройка.
Именно к этому времени была возведена главная церковь погоста – двадцатидвуглавая церковь Преображения Господня, предназначавшаяся для проведения торжественных богослужений в летнее время.
Неуютное соседство пышного многоглавия с клетской церковью продолжалось недолго: сруб клетской церкви был достроен и завершен стройным шатром по типу традиционных церквей «прионежского» типа.
Но и этот шатровый вариант к 1764 году (архивные источники упоминают и другие даты: 1752, 1756 годы) был отвергнут, и сруб увенчала корона из девяти глав словно слегка цитируя завершение верха Преображенской церкви и объединяя, наконец-то, церкви в гармоничное содружество. Десятая главка покровской церкви нашла свое место над алтарем. Но внимательный глаз видит несоответствие легкой короны с грузным срубом основания. Красота двадцатидвухглавия потребовала жертвы и получила ее в новом образе Покровской церкви, лишившейся своей традиционной стати в шатровом варианте.
К счастью, основание клетской церкви осталось неизменным, сохранив в себе следы минувших времен – убедительного доказательства для уточнения ее исторического возраста. К уточнению даты строительства Покровскай церкви склоняют следующие аргументы:
- архивное подтверждение о постройке церкви с уже готовым теплым Никольским приделом в 1694 году;
- хорошо сохранившиеся следы Никольского придела на полу в виде четырех квадратных отверстий в полу для крепления ножек алтарного престола;
- штраба на южной стене для крепления плоской алтарной кровли над этим приделом;
- следы на полу в трапезной на местах крепления двух прежних клиросов;
- гнезда для крепления тяблового трехъярусного иконостаса Никольского придела, располагавшегося по всей восточной стене;
- конструктивно-архитектурная основа самой церкви с равношироким плановым решением и анфиладной компоновкой всех помещений (алтаря, собственно церкви, трапезной и сеней) традиционных для северных церквей конца XVII века;
- пропорциональный анализ основных объемов церкви;
- дверные и оконные косяки со «старыми» признаками конструкций, относящихся к концу XVII века;
- следы от простейших трехгранных наличников, характерных для церковных строений конца XVII века;
- предполагаемое наличие двух опорных столбов в трапезной, распространенных в северных церквах конца XVII века;
- явное тяготение памятника к «прионежскому» типу церквей с традиционными признаками: наличие от одного до двух-трех повалов и от одного до трех фронтонных поясов;
- древесина сруба Покровской церкви находится в худшем состоянии по сравнению с Преображенской церковью.
Таким образом, уточнение исторического возраста Покровской церкви, насчитывающего в настоящее время 315 лет (1694 – 2009 гг.), становится довольно убедительным, что превышает традиционную датировку – 245 лет – на 70 лет (1764 – 2009 гг.). И в то же время уменьшает разницу в возрасте двух церквей с 50 лет (1714 – 1764 гг.) до 20 лет (1694 – 1714 гг.), что значительно ближе к истине создания Кижского архитектурного ансамбля.
Следовательно, Покровская церковь не на 50 лет «младше» Преображенской церкви, как долгие годы было принято считать, а на 20 лет «старше» ее, что вносит новую грань в осознание архитектурной и исторической ценности Кижского архитектурного ансамбля.