Вернуть красоту Vkontakte@kizhi

Иконостас Преображенской церквиНебо Преображенской церквиАпостол Филипп Деисусный рядВоскресение Господне Праздничный рядФрагмент капителиФрагмент Става для деисусных икон

Многие годы сотрудники музея-заповедника «Кижи» занимаются не только реставрации икон и иконостаса, но и изучением в целом внутреннего убранства Преображенской церкви.

Каким оно было

Основные элементы внутреннего убранства церкви Спаса Преображения составляли четырехрядный резной золоченый иконостас, располагавшийся не только на восточной (алтарной) стене, но также на северной и южной стенах кафоликона и «небо».

Иконостас церкви Спаса Преображения - один из крупнейших резных золоченых иконостасов в Олонецкой епархии. В церковных документах приведены следующие размеры: высота - 3 сажени и 2,5 аршина, длина - 12 саженей. По замерам архитекторов высота иконостасной рамы равняется в прирубах – 6,70 м., на боковых гранях – 6,90 м., на восточной стене – 7,09 м., длина – 23, 7м. По количеству икон четырехрядный Преображенский иконостас можно отнести к категории наиболее масштабных иконостасов среди храмов Русского Севера.

Иконы «неба», включали центральный медальон с изображением «Троицы Новозаветной» и 16 граней с поярусным изображением херувимов, серафимов, ангелов и праотцев.

Архивные сведения о времени установки иконостаса в церкви не выявлены. Иконостасная рама датируется исследователями по-разному. Наиболее общепринятая датировка иконостаса – вторая половина ХVIII в. Иконы «неба», вероятно, созданы одновременно с завершением строительства церкви.

Что мы имеем на сегодняшний день

В 1980 – 1981 гг., при подготовке к реставрации церкви, иконостас был демонтирован. В фонды музея на хранение были переданы 101 икона, 65 крупных конструктивных элементов (панели, ставы, царские врата, сень) и 210 накладных деталей (базы, колонки, капители). Иконы «неба» утрачены в годы Великой Отечественной войны.

Иконы нижнего, местного ряда прошли реставрацию в 1950-е гг., при установке икон в иконостас, а из трех верхних ярусов были отреставрированы в 1980-е годы. К сожалению, многие из них требуют повторной реставрации.

Историко-архивные изыскания и технико-технологические исследования, позволяют сделать вывод о том, что иконы поновлялись, а иконостасная рама неоднократно ремонтировалась. Детальный осмотр ставов и накладных деталей выявил наличие разновременных, конструктивных узлов и соединений с применением коллагеновых клеев, деревянных шпилек-гвоздей и разнообразных по форме металлических гвоздей. Выявил различие в исполнении резных деталей и использование золота различного качества. Весь иконостас в целом, как конструктивные детали, так и золоченая поверхность имеет разновременные поновления. По архивным данным, последнее поновление осуществлено в 1902 г. Одновременно с разборкой иконостаса и заменой ослабленных или утраченных элементов произведено золочение по мордану червонным золотом. Поновления хорошо читаются благодаря грубой резьбе и более светлому оттенку позолоты. После этого капитального ремонта консервационные работы на иконостасе не проводились до 1979 г. Перед демонтажем иконостаса, в связи с предстоящей реставрацией церкви, в течение двух летних сезонов 1979-1980 гг. было выполнено укрепление позолоченной поверхности синтетическими клеями ВА 2 ЭГА и СВЭД. Консервация позолоты осуществлялась с лесов, что представляло значительные трудности для насыщения грунта водными дисперсиями.

Работы, проведенные в прошедшие годы

Начиная с 1984 года, на иконостасе наблюдается отслаивание грунта и позолоты; с 1988 года - кракелюр с закручивающимися краями. В 1991 году состояние золоченого покрытия иконостаса признано аварийным. В связи с прогрессирующим ухудшением его состояния, музей-заповедник «Кижи» в 1992-1997 гг. осуществил комплекс мероприятий, направленных на экстренную стабилизацию сохранности позолоты, а также на поиск оптимальных способов ее консервации.

В обследовании состояния позолоты иконостасной рамы принимали участие представители ИКОМОС, специалисты Карелии, Санкт-Петербурга, Москвы, Финляндии, Германии. В Баварских реставрационных мастерских удалось выполнить тестирование на ускоренное старение экспериментальных образцов, укрепленных натуральными клеями. Результаты оказались весьма утешительными: большинство образцов выдержали испытание без изменений в течение 20-24 лет. В результате совместной работы специалистов-реставраторов и реставрационных организаций, была разработана методика консервационных работ. Методика согласована с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (письмо № 4/11801 от 07.12.2006 г.).

В течение нескольких лет научные сотрудники составляли на каждый став и его детали инвентарные описания, где подробно описано состояние предмета.

В 2007- 2008 гг. специалисты и МНРХУ выполняли пробные работы на деталях резного иконостаса и осмечивали объем предстоящих работ.

В 2008 г. музей подготовил на Пудожском секторе помещения, в которых будут выполняться основные работы. Они оборудованы рабочей мебелью, осветительными и обогревательными приборами. Выполнены мостки для забора воды, подведен летний водопровод.

Начало 2009 г. ознаменовалось подготовкой документов для проведения открытого конкурса на выполнение работ по реставрации иконостасной рамы.

Реставрационно-консервационные работы на золоченой резной иконостасной раме должны быть произведены в течение 2009 – 2014 гг.

Предполагается поэтапное ведение работ. Первый этап, намеченный на 2009 год, включает консервационные работы на панелях цокольного ряда иконостаса.

Реставрация, восстановление иконостаса Преображенской церкви Кижского погоста и восстановление интерьеров церкви вошли в «План мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста (остров Кижи, Республика Карелия) и развитию инфраструктуры Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». План утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации № 1633-р от 7.11.2008 г. Это же распоряжение обязывает Минкультуры России, Минэкономразвития России и Минфин России обеспечивать мероприятия плана бюджетными ассигнованиями.

Минкультуры России поставило выполнение «Плана мероприятий» под особый контроль (приказ Министерства культуры РФ № 282 от 26.12.2008 г.). Исполняя приказ МК РФ, музей выдвигает подрядчикам дополнительное условие: ежеквартально, по предварительно согласованным числам, предоставлять музею информацию о ходе реставрационно-консервационных работ для последующей её передачи в Министерство культуры РФ.

Хотелось бы завершая эту тему обратить внимание, что этот колоссальный объем работ был выполнен в основном двумя сотрудниками О.А. Набоковой и Г.И. Фроловой, без освобождения их от основных служебных обязанностей. Подготовка многочисленных документов, общение с коллегами, велась на высокопрофессиональном уровне благодаря опыту и исключительному дару и способности О.А. Набоковой составлять документацию.

Это то, что касается подготовки икон и иконостасной рамы для возвращения их в отреставрированную церковь, с последующим наблюдением за отреставрированными иконами и ставами (План включает также создание электронной картографической базы данных для мониторинга иконостаса Преображенской церкви Кижского погоста).

Восстановление внутреннего убранства церкви Спаса Преображения предполагает научно-исследовательские изыскания для воссоздания интерьера и освещения его истории. В этом направлении также ведется работа, но, к сожалению, несмотря на исключительную важность данной темы в музее нет специалиста, который бы занимался данной темой «от и до». Надо сказать, что внутреннее убранство Преображенской церкви, несмотря на принадлежность его всемирно известному памятнику архитектуры, не изучалось, вплоть до конца ХХ столетия. Мы имеем большой архив по истории храма, собранный В.А. Гущиной и отдельные общие высказывания в многочисленных альбомах и путеводителях. В последние годы наметился сдвиг: обработаны и опубликованы литература по теме, архивные материалы ХVIII – ХХ вв. по интерьеру церкви, (опубликованы в «Кижских вестниках»). Идет постепенное, медленное накопление и обработка сведений искусствоведческого и атрибуционного плана. Объем работ здесь огромен, а времени до юбилея церкви – 2014 г. – осталось совсем немного.

Обилие сюжетов и подходы к их изучению

Для того, чтобы представить масштабность и глубину освещения темы показательны иконы из местного ряда иконостаса Преображенской церкви. Из 14 икон, составляющих нижний ярус Преображенского иконостаса, 8 имеют разнообразные по содержанию клейма. Икона с клеймами помимо основного изображения в средней части иконы обрамлена по периметру клеймами, в которых изображаются сцены из жизни или деяний святых, Богородицы, Спасителя и т.д. Каждое клеймо – это определенный сюжет. Иконографически их можно объединить в 4 группы.

  1. Иконы в клеймах, которых отражена история Спасителя: 1) Храмовая икона «Преображение», датируемая второй половиной XVII в. обрамлена в раму со сценами страстей Господних ко времени создания иконостасного комплекса, не позднее 1714 г. 2) «Спас Нерукотворный», XVII в. в раме, повествующей об истории Нерукотворного Убруса, написанной около 1759 г.
  2. Житийные: 1) икона «Никола чудотворец с житием» написана изначально с клеймми для данного иконостаса не позднее 1714 г. 2) икона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием», 3) икона «Чудо Георгия о змие с житием», 4) икона «Зосима и Савватий Соловецкие с житием», написаны около 1759 г.
  3. Богородичные: икона «Покров», последней трети XVII в., которая также около 1759 г. вставлена в раму. Содержание полностью посвящено Богородице, но включает различные сюжеты: чудесные явления Богоматери святым, и прославление Ее чудотворных образов.
  4. Деяния Святой Троицы с сюжетами из ветхозаветной истории на раме втор. пол XVIII в., вокруг резной иконы «Ветхозаветная Троица», XVII в.(?).

Такое обилие сюжетной стороны клейм на иконах в одном иконостасе явление удивительное представляет большой интерес не только для изучения, но также значительные временные затраты на поиск корней, сопоставление, выявление аналогий, обработку данных. Не меньший интерес представляют иконы и в других ярусах иконостаса. Чем, например, обусловлен выбор конкретных святых в деисусном чине, обилие и разнообразие праздничных сюжетов, есть ли подобные по количеству икон, составу и содержанию иконостасы или это уникальное явление для нашего Русского Севера? Все это предполагает широкое поле для исследования. Конечно, хотелось бы, чтобы эта колоссальная по объему работа была выполнена хотя бы частично, и была опубликована в обстоятельном каталоге.

Галина ФРОЛОВА, художник-реставратор, хранитель коллекции темперной живописи музея-заповедникам «Кижи»

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф