Музейное образование сегодня и завтра @kizhi
«В музее воспитательное начало не только получает место рядом с началом образовательным, но и становится, по праву преобладающим. Просвещая ум, Музей воспитывает и чувства, но чувства лишь благородные, лишь священные», Н. Ф. Федоров, философ, музеолог (1829–1903).
Специфика музейного образования
1 сентября начался новый учебный год не только в школах, но и в музее «Кижи». Культурно-просветительской деятельностью музей «Кижи» занимается все годы своего существования, так как образовательная функция — одна из ведущих функций музея.
Конечно, традиционной формой знакомства с музеем была и остается экскурсия. Но современное музейное образование, основанное на системном подходе, на методиках новой научной дисциплины — музейной педагогики, ориентированное на работу с постоянной детской, студенческой и др. аудиторией начало укреплять свои позиции в начале 90-х годов прошлого века в период смены государственной системы и возникновения новых социально-экономических условий. Демократизация общества избавила музеи от идеологических догм и дала возможность вернуться к основе своей деятельности — к подлинному предмету, памятнику, как сути музея. Сегодня музей, стоящий в центре пересечения исторических координат, является хранилищем ценностей и связующим звеном времен и поколений, осознает свою образовательную созидательную роль в обществе по формированию нового гуманистического мировоззрения у подрастающего поколения с опорой на наследие, традицию с целью развития творческой личности ребенка.
Концепция музейного образования, разработанная в музее «Кижи» в начале 90-х годов и связанная с созданием в музее Республиканского детского музейного центра (РДМЦ), исходит из понимания того, что именно культура, как носительница фундаментальных ценностей, является ресурсом общественного развития, и она будет определять развитие общества 21 века, исходит из нового понимания образования, как процесса приобщения к культуре, а музея — как средства приобщения к культурным ценностям, а предмета, памятника как источника знаний, эмоций и нравственных ориентиров.
За 12 лет деятельности музея-заповедника и его партнеров по РДМЦ создана новая музейно-образовательная инфраструктура — система музейно-образовательных комплексов, баз, площадок в детском саду № 108, школах № 2,43, Державинском лицее, система образовательных маршрутов по республике и Летняя школа на о. Кижи, специальные учебные музейно-образовательные программы и программы дополнительного образования, позволяющие решать системные задачи «образования культурой» в аспекте непрерывного образования детский сад-школа-вуз и круглый год.
Музейное образование в отличие от школьного, в основе которого лежит слово и разделение на отдельные дисциплины, строится на основе встречи ребенка с подлинными свидетелями исторических событий — предметами, коллекциями, памятниками истории, архитектуры, культурной средой и формируют целостную картину мира, и проходит в специально созданной или организованной образной историко-культурной предметной среде. Музейное образование-это диалог музейного педагога, ребенка и предмета. В нем широко используются игровые методики, занятия всегда интерактивны, все предметы можно потрогать руками, почувствовать аромат времени. Особые культуротворческие задания и методика «погружения» в историческо — культурную среду, позволяют получать знания, окрашенные эмоциями, личными переживаниями ребенка и формирующими его эстетический и нравственный жизненный опыт.
Ведущее направление музейного образование — создание музейно-педагогических программ. За 12 лет музеем и педагогами базовых школ создано и реализуется 11 авторских программ. В 2004–2005 годах на четырех базах музея — в Державинском лицее, в школах № 2 и № 43, детском саду № 108 — общее количество посещений этих занятий на специализированных уроках и классных часах составило более 18 тысяч. Дети совершают путешествие в предметный мир культуры, встречаются с интересными людьми, посещают музеи и архитектурные памятники, занимаются созданием выставок, исследовательских работ и проектов по материальной и духовной культуре народов Карелии и наследию о. Кижи. Проводимый мониторинг музейно-образовательных программ психологами и преподавателями говорят о высокой эффективности нового культурологического образования, направленного на интеграцию культуры и образования.
Республиканская летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи работает с 1993 года и известна в Карелии и за ее пределами. Около 2 тысяч детей всех районов Карелии побывали за эти годы в летней школе. Это целевой межведомственный музейно-образовательный проект, направленный на творческое развитие личности ребенка в пространстве музея. Финансируется он музеем «Кижи», берущим на себя большую часть затрат, и Министерством образования РК, выделившим в нынешнем году, к сожалению, всего 45 тыс. рублей. Родители оплачивают проезд. 11 детских групп — победителей конкурса проектов Летней школы реализовывали свои проекты этим летом на острове. Летний сезон открыла студия «Кижская палитра», которая начала свою работу в музее «Кижи» в 2005 году. В июне-августе «погружение в культуру» совершили школьники и педагоги петрозаводского лицея № 40 (педагоги В. М. Чупровой и Н. А. Сачуновой, проект «По следам заонежской вышивки»), МОУ «Державинский лицей» (педагог Н. П. Пошехонова, создание мультимедиа презентации «Чудо-остров на Онего» на английском языке), СОШ № 43 г. (педагоги Ю. Г. Гришунина и С. А. Теплова, проект «Кижи — война и судьба») и др. Второй год Летняя школа принимает московских школьников. Учащиеся «Экономической школы-лицея» апробировали разработанный ими новый туристический маршрут по Русскому Северу. Проезд великогубских школьников на летнюю практику в школу оплатил музей «Кижи» в рамках договора о сотрудничестве с Медвежьегорским районом. Тема была очень интересной — «По следам П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга». Учащиеся и педагоги летней школы благодарны сотрудникам музея «Кижи»: В. А. Гущиной, Б. А. Гущину, Г. И. Фроловой, С. В. Воробьевой, Р. Б. Калашниковой, А. Ю. Любимцеву, Е. Цветковой, и всем, кто проводил для них экскурсии и занятия. 6 октября в Презентационно-выставочном центре музея пройдет творческий отчет по итогам работы Летней школы 2005 года.
Третий год на острове успешно реализуется новый проект музейного образования Летний университет (ЛУ) для специалистов и студентов. За лето было принято 4 группы. Впервые на пленэр в Кижи приехали студенты отделения изобразительного искусства и дизайна КГПУ и студенты-графики из Международного славянского института. Более 250-ти работ покажут молодые художники на итоговой выставке, которая пройдет в марте будущего года в выставочном зале музея в Петрозаводске. Студенты истфака ПетрГУ, специализирующиеся по музееведению, творчески отработали семинар «Музей в культуре и обществе XXI века».
Подготовка специалиста новой профессии — музейного педагога, создание музейно-педагогического актива в республике (более 150 чел.) — одно из ведущих направлений музейного образования. Сегодня музей «Кижи» и РДМЦ — это республиканские центры музейной педагогики и экспериментальные методические площадки, на которых с 1994 года реализуется долгосрочная программа РДМЦ республиканских конференций и семинаров «Музейная педагогика. Состояние. Проблемы. Перспективы», готовятся музейно-педагогические издания, на истфаке ПетрГУ ведется подготовка специалистов музеологов. В январе 2006 года приглашаем наших друзей на пятый республиканский семинар по музейной педагогике на тему: «Мир детства в музейно-педагогическом аспекте», приуроченный к открытию в музее выставки из фондов «Мир детства». Культурно-образовательная деятельность музея «Кижи» выходит на новый уровень взаимодействия со всеми категориями общества, в связи с открытием в Петрозаводске новых выставочных залов, Инфоцентра, студий, она становится все более открытой, доступной, системной, разнообразной по формам работы, используя новые информационные и др. технологии. На 2005–2006 учебный год музей разработал целый пакет новых услуг для школьников, студентов, специалистов. Начинают работу 5 новых лекториев, клуб «Друзья музея». На августовских чтениях прошла презентация выставки «Археология Кижей». В перспективе создание еще двух передвижных выставок: «Памятники музея-заповедника „Кижи“ и «История музея-заповедника „Кижи“.
Сегодня музейное образование в музее-заповеднике «Кижи» выходит на российский и международный уровень в соответствие с масштабом и статусом музея «Кижи» как объекта всероссийского и всемирного наследия ЮНЕСКО. В мае с. г. с «Интермузея-2005» начался Всероссийский конкурс проектов для Летней школы на 2006 год, планируется прием детских групп и специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Республиканский детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства» за 12 лет стал любим и популярен в Карелии. В ноябре начинаются конкурсы для будущих участников 13-го детского праздника, первый этап которого пройдет в мае. Это будет большой праздник в Петрозаводске «Путешествие в мир музеев Карелии». Второй этап — будет посвящен 40-летию музея «Кижи» и пройдет 12 июня на острове, который на один день перейдет в управление детьми.
Мы благодарим всех наших партнеров, друзей, музейных работников, педагогов, детей и родителей, бабушек и дедушек за участие в социально важном движении музейного образования, «образования культурой» и надеемся на сотворчество и содружество.