Водные ворота музея «Кижи» @kizhi
Остров, как известно, - это часть суши, со всех сторон окруженная водой, и ведут к нему водные пути, конечной точкой которых является причал. В 2009 году пассажирский причал на острове Кижи передан музею-заповеднику в оперативное управление, что влечет за собой большую ответственность и немалые материальные затраты. О проблемах содержания и эксплуатации пассажирского причала мы беседуем с главным инженером музея Дмитрием ЛУГОВЫМ.
- Дмитрий Дмитриевич, что музеем уже сделано для эксплуатации и содержания пассажирского причала?
- Музей-заповедник «Кижи» имеет высокий статус федерального учреждения культуры, а это значит, что и пассажирский причал должен соответствовать этому уровню. Для его содержания и эксплуатации на сегодняшний день сделано уже немало.
Выполнены все пункты предписания Онежского линейного отдела Северо-Западного управления государственного речного и морского надзора.
Среди прочего произведено водолазное обследование причала, материалы по обследованию находятся в музее. Заключен договор на производство путевых работ в акватории причала о. Кижи с ФГУ «Беломоро-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ФГУ «Беломорканал»). Выставлена обстановка, проведено траление. Проще говоря – проверены глубины и поставлены знаки, обозначающие акваторию причала.
Проектной организацией ООО «Инпроектречтранс», по результатам аукциона, разработан и составлен паспорт причала. Утверждены планы периодических и регулярных технических осмотров причала. - Каково сегодня техническое состояние пассажирского причала?
- Причал достался музею после тридцати лет эксплуатации без капитального ремонта. Естественно, что его дальнейшая эксплуатация требует больших материальных затрат и приложения сил. Работа в этом направлении уже начата.
Закуплены строительные материалы и оборудование, в том числе: цемент, битум, краска, металлические трубы разного диаметра для ремонта леерного ограждения, металлические тросы для ремонта подвески отбойных устройств, доски для ремонта мест швартовки теплоходов «Метеор».
С начала навигационного сезона приобретено и заказано радиооборудование для поддержания связи с судами, получено разрешение на частоты. Для организации пожарного поста - противопожарное оборудование: пожарные щиты, мотопомпа. - Подготовлены ли в музее специалисты для эксплуатации причала?
- В штатном расписании музея организовано новое структурное подразделение по технической эксплуатации и контролю за состоянием причала — Служба эксплуатации и обслуживания гидротехнических сооружений музея «Кижи». В Службу входят начальник В.Б. Дюгай и трое береговых рабочих. В круг функциональных обязанностей сотрудников службы входит содержание причала, в том числе уборка, мелкий ремонт и т.д.
Все сотрудники, ответственные за эксплуатацию причала, прошли специальную подготовку и аттестацию в ФГУ «Беломорканал». - Что еще запланировано сделать?
- Разработаны планы мероприятий по обеспечению безопасной стоянки судов, мероприятий по предупреждению загрязнения водной среды нефтью при возникновении ЧС. Подготовлены документы, регламентирующие противопожарный режим на причалах острова Кижи во входной зоне музея «Кижи» и акватории причалов.
В соответствии с указаниями проектной организации по материалам водолазного обследования определен объем и стоимость работ по отсыпке дна до проектной отметки у опор № 1 и 7. Работы планируется провести в сентябре 2009 года при снижении активности движения судов.
Основные ремонтные работы будут выполняться подрядными организациями. Это переоборудование электроосвещения причала, включающее перенос и установку новых светильников. А также для удобства пассажиров планируется сооружение крыши над частью причала и установка скамеек.
На причале будет открыт почтовый павильон, над решением этой проблемы уже работает ФГУП «Почта России». - В летнее время активность движения судов высока. Есть ли ограничения на их швартовку у Кижского причала?
- Ограничения на швартовку есть, они установлены в соответствии с указаниями проектной организации, разрешающей швартовку трех теплоходов одновременно. Это создает определенные проблемы, когда к причалу подходит более трех судов одновременно, но мы постараемся к следующему году решить эту задачу.
- В условиях кризиса ценовая политика очень важна для туроператоров и судоходных компаний. Что делает музей с целью сохранения потока посетителей и партнерских отношений с туристскими компаниями?.
- С просьбой снизить плату за услуги причала в условиях кризиса обратилась Ассоциация Судовладельцев, в которую входят практически все судовладельцы организующие круизы на остров Кижи.
Музеем с целью развития долгосрочных партнерских отношений с судовладельцами и поддержания темпов роста количества посетителей музея и Карелии, проведены переговоры с туристическими организациями и судовладельцами о снижении платы за стоянку на острове. После проведения обследования причала и получения заключения проектной организации об удовлетворительном состоянии причала, музей посчитал возможным снизить планируемые затраты на проведение работ капитального характера на этот год и, за счет этого, снизить стоимость услуг причала, практически, на 30 процентов.