Фронтовые будни сказителя Петра Рябинина-Андреева @kizhi
По своему характеру, как о том рассказывают ближайшие родственники Петра Ивановича, он был веселым, жизнерадостным человеком, отзывчивым на шутку и доброе слово. О себе говорил больше с юмором, не допускал малейшего бахвальства, будучи уже широко известным сказителем.
Повестку он получил в первые дни войны, работая маячником Петрозаводского пароходства на Гарницком маяке. Освещал судам путь в темноте огнем своего маяка, а души людей высветлял эпическим словом древней былины. Впрочем, Петр Рябинин был одним из основоположников и нового сказительского жанра — новин, в которых воспевал подвиги славных полярников и трудовые подвиги народа.
Но сразу на фронт Петра Ивановича не отправили, а приписали к батальону местного ополчения. Но уже в сентябре он служит связным в дорожно-строительном батальоне в Петрозаводске. Подразделение после сдачи города расквартировывается под Сегежей. Из скупых строк его писем родным трудно было представить условия и обстановку, в которых он находился. Часть готовилась к боям. Молодые бойцы изучали военное дело. Таких призывников, кто не проходил срочную службу или армейские сборы, в части было немало. И они с утра до вечера занимались на стрельбищах и на полевых учениях. Но уже вскоре начались изнурительные бои под станцией Масельская. Но об этом родные узнали позже, когда получили от него письмо из-под Ленинграда. Да и о многом ли напишешь в солдатском письме в условиях военной цензуры. Там Петр Иванович воевал в составе Северо-Западного фронта. К его ордену, полученному до войны за сказительскую деятельность, прибавилась медаль «За отвагу». А после боев под Старой Руссой он был откомандирован политотделом дивизии в резерв армейских соединений в район станции Бологое. Был назначен на должность начальника дивизионного клуба. Должность была офицерской, хотя он продолжал оставаться в сержантском звании. Проводил культурно-массовую работу среди красноармейцев и солдат, находившихся на излечении в госпиталях.
Как рассказывает по воспоминаниям своего отца Анастасия Петровна, живущая в Петрозаводске, бойцы любили живое не казенное слово. А отец был замечательным рассказчиком, общительным компанейским человеком. И, конечно, выступал со своими былинами, которые бойцы и командиры слушали с особым интересом. Да и как могли равнодушными оставить их вот такие строки, в которых были не образы далекой седой старины, а приметы и горячие черты фронтовых будней и сражений:
Как во том ли году да в сорок первоем Да напали на нас немецкие разбойники. И задумали они думу черную, Как Россеюшку великую да огнем пожечь, Истребить у нас да трудовой народ, Тут и встали воины со своими полководцами, Встала армия могучею лавиною. В пух и в прах разбили силы супостатские, Истребили все их танки с самолетами. Изничтожили их замыслы коварные, Флаг Победы над Берлином смело подняли. Отвечать их перед миром мы заставили.
Квартировал Петр Иванович с двумя капитанами. Их отношения были товарищескими. Если на службе он к ним обращался по званию, то в домашней обстановке они называли друг друга по именам. Крестьянская его натура не выносила беспорядка в комнате. Он не мог допустить, чтобы пол был грязным, посуда невымытой и неубранной, не было запаса воды и дров. Не думая о званиях и должностях, брался за любую работу. Сослуживцы чувствовали неловкость, будто он из почтения к их званиям старается им услужить. Но Петр Иванович об этом попросту не задумывался.
Часть находилась на переформировании. Шли интенсивные занятия по огневой подготовке и полевые учения. Было немало новобранцев, молодых необстрелянных ребят. Капитаны с утра до вечера пропадали на стрельбище и в поле. А вечером, когда выпадало несколько часов отдыха, любили послушать наши северные былины. В небольшую комнату порой набивалось до десяти и более офицеров. Представление о былинах у них было хрестоматийное, а тут перед ними — живой сказитель! Но наряду с пением былин Петр Иванович, обладая красивым баритоном, замечательно исполнял народные песни. A во фронтовой обстановке песня была большим для души подспорьем. Не зря же одна из них так и начиналась: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне. После боя сердце просит музыки вдвойне. «Запоет наш знатный земляк, а ему хором подпевали.
Но впереди еще были годы войны, фронтовые дороги и сражения. В составе Прибалтийского фронта Петр Иванович прошел с боями через Польшу и дошел до Берлина. К его первым боевым наградам прибавились медали «За взятие Варшавы» и «За взятие Берлина» и другие. Все они, как и документы сказителя, с любовью хранятся в семье его старшей дочери Анастасии Петровны.
После войны раненый и контуженый Петр Иванович вернулся к семье в Петрозаводск и активно включился в литературную и общественную жизнь. Но работать в полную силу здоровье ему уже не позволяло, он все чаще стал прибаливать, и в мае 1953 года последнего сказителя из рода Рябининых не стало.