Молодой тракторист становиться танкистом @kizhi
Была на Клименицком острове в Заонежье небольшая деревенька Нихтозеро. Вокруг шумели леса и тихо плескались воды родного озерка. В округе царствовал покой, и казалось, так было от века и ничто его не нарушит. Но отзвуки начавшейся войны быстро дошли и до Нихтозеро. И деревня, даже не обозначенная на местных картах, выставила до десяти защитников, которые один за другим пыльными летними дорогами 1941 года уходили на фронт. Был среди них и молодой колхозный тракторист Григорий Мартынов. Ушел на войну комсомольцем, а вернулся повзрослевшим партийным человеком. Мы, мальчишки (а я как раз в это время находился в Сенногубском детском доме), с восхищением глядели на бравых фронтовиков в военных гимнастерках, еще хранивших на себе следы недавно снятых погон. Но бывалые воины еще долго не снимали свои фронтовые награды, отливавшие жаром летнего солнца 1945 года.
Некоторые из них выступали со своими рассказами о военных дорогах и сражениях и у нас в детдоме, и в сельском клубе. Мы с волнением слушали их рассказы. Многие подробности в памяти, увы, не сохранились. Помнится только, что молодой тракторист из Нихтозеро Григорий Мартынов на войне стал танкистом. Воевал храбро и самозабвенно. Однажды, преследуя на своем танке врага, его экипаж оказался в глубоком тылу врага. Танк был окружен. Григорию с друзьями ничего иного не оставалось, как яростно сражаться и, по крайней мере, достойно погибнуть. Противник считал танк своей добычей, а танкистов поверженными. Но они рассредоточились и стали отстреливаться. Григория ранило в руку. Но он нашел силы развернуть танк и направить его на вражеское орудие. Вместе с расчетом оно было уничтожено. Но и танк наших героических воинов тоже заполыхал. Экипаж сумел выбраться из горящей машины и принять решительный бой. Григорию удалось взять с собой пулемет. Невдалеке проходила дорога. Ползком он добрался до нее и скрылся за придорожным кустиком. Увидел, что по дороге приближается колонна машин противника. Отважный танкист тщательно прицелился и открыл огонь по головной машине. Враг не ожидал такого меткого огня. Из машины донеслись крики раненых, поднялась сумотоха. Машина остановилась, видать, из-за простреленных баллонов. От неожиданной остановки следовавшие за ней на небольшом расстоянии друг от друга машины стали наскакивать одна на другую. Именно эта заваруха и требовалась танкистам. Сам Григорий, наскоро перевязав раненую руку, которая уже плохо слушалась, сумел отползти к лесу и укрыться в нем. Не знал он, сколько времени проблуждал по лесу.
Но в конце концов изголодавшийся и обессиленный, добрался до своих войск. За этот героический поступок вскоре был награжден медалью «За отвагу». А впереди ждали новые бои и походы.