Заонежье. Страницы истории @kizhi
Толвуя — один из самых древних заонежских погостов. Он расположен на Карнаволоке, делящем Толвуйскую Губу на две части. Первое упоминание относится к 1375 году, а заселение новгородцами началось еще в конце XII-XIII вв., вcкоре после прибытия на Палеостров преподобного Корнилия. Рядом с погостом — деревня Имичевская (Загубская), считающаяся родиной преподобного Зосимы — одного из основателей Соловецкого монастыря. Где-то в этих местах находилась в изгнании старица Марфа Иоанновна, мать царя Михаила Фёдоровича.
Само название «Толвуя» — карельское. В старину жители прихода назывались не толвуянами, а тальлянами, а это название от карельского слова «талви», что значит «зима», «север». Так назван погост в противоположность другому погосту, расположенному южнее Толвуи верст на 60 — Кижам, а название «Кижи» видоизменено из карельского же слова «Кеза» — лето, юг. Впоследствии сюда проникли выходцы из Новгорода, которые сослужили немалую службу в смысле обрусения заонежского края, в том числе и Толвуйского погоста. Вероятно, с появлением новгородцев сюда стал проникать свет веры Христовой и здесь образовался приход. Дальнейшему распространению христианства среди карелов и финнов много способствовал Палеостровский монастырь, основанный преподобным Корнилием, с благословения митрополита Новгородского около середины четырнадцатого столетия. Это был первый в Заонежье монастырь на острове Палий недалеко от Толвуи.
Основатель монастыря преподобный Корнилий был родом из Пскова. Известно, что монастыри в древней Руси были главными центрами религиозно-нравственного просвещения. Палеостровский монастырь выполнял эту миссию в Толвуйском погосте и соседних с ним местностях.
Толвуя была центром прихода, который в 1796 году насчитывал 2590 человек, и вторым после Шуньги торговым селом, жители которого отличались зажиточностью. В праздники женщины одевались в шерстяные или кашемировые платья. Многие жители были связаны с Петербургом, где занимались торговлей, отхожими промыслами, нередко туда отдавали детей для обучения в лавках, мастерских. Большинство домов на Погосте — двухэтажные пятистенки.
В 1863 году на Погосте была открыта сельская приходская школа — одна из первых в уезде. В самой высокой точке полуострова — «в наволоке» в 1718 году стояли 3 деревянные церкви: «…святые Живоначальныя Троицы шатровая, об одной главе; другая …во имя святого страстотерпца Георгия, шатровая, о пяти главах; третья во имя святого Николая чудотворца, осмистенная об одиннатцати главах…». Даже судя по этим, весьма кратким сведениям, Толвуя имела величественный ансамбль, не уступающий Кижскому, а, может быть, и превосходивший его. К сожалению, мы не узнаем, как он выглядел: церкви сгорели в 1722 году. Затем, в 1751 году на том же месте были построены две новые — Троицкая с приделом преп. Зосимы и Савватия и Георгиевская. Первая снова сгорела в 1794 году и через несколько лет была отстроена заново, но теперь уже с трапезной: «по примеру прочих церквей» и на основе «сочиненного при консистории плана» «об одной главе». Придел теперь находился в трапезной. Простояла она менее 100 лет, и после очередного пожара было решено построить одну каменную церковь — Георгиевскую, на возвещение которой дали деньги Захарьевы — богатые толвуйские крестьяне. В 1878 новая церковь была освещена. Судя по проекту и фотографии, она была перекрыта сомкнутым сводом, увенчанным пятью деревянными главами. С запада к основному объему примыкала трапезная с притвором и колокольней над ним. Церковь была хорошо видна с противоположных берегов толвуйской губы. Храм и кладбище около него окружены валунной оградой. Перед Великой Отечественной войной снесены главы с крестами, разрушена ограда.
В первой половине пятнадцатого столетия религиозно-нравственное сознание в крае до того было развито, что один из толвуйских прихожан уже почувствовал сильное влечение к отшельнической жизни. То был преподобный Зосима, впоследствии известный всей России, один из первых основателей знаменитого Соловецкого монастыря.
Родился Зосима в небогатой крестьянской семье в деревне Загубье Толвуйского погоста. Как описано в «Житие преподобного Зосимы», изданном в 1830 году, «…родители преподобного Зосимы были Гавриил и Варвара, крестьяне Загубской деревни, христиане верою, в благочестии прибывали, от них же рожден и воспитан отрок в книжном чтении и на добронравие наставлен, и был тих, и смирен, и кроток».
Перед уходом в монастырь Зосима жил работником в зажиточном селе семьи Захарьевых, род которых занимал длительное время видное место в толвуйском крае. Пострижение в монашество преподобный Зосима принял в Палеостровской обителе около 1438 года. Там же, вероятно, он встретился с преподобным Германов, жившим на Соловецком острове. От Германа Зосима подробно узнал о преподобном Савватии и Соловецком острове, что он удалён от селений, удобен для житья иноческого, полон лесов и озер. Зосима просил Германа довести его до острова. Около этого времени умерли родители Зосимы. Предав их тела обычному христианскому погребению и раздав имущество бедным, Зосима вместе с Германом отправился на Соловецкий остров. Они там построили несколько келий, а затем и церковь небольшую во имя Преображения Господня, для освещения которой был послан митрополитом Новгородским иеромонах Павел, он и был первым игуменом вновь созданной обители.
Таким образом, Толвуйский приход дал одного из главных основателей прославившейся потом и знаменитой теперь обители Соловецкой, строгого подвижника, бывшего третьим игуменом этой обители и прославившегося многими чудотворениями. Преподобный Зосима был причислен к лику святых.
Толвуяне вообще были религиозны, но религиозность больше ограничивалась внешней набожностью: они соблюдали посты и другие церковные установления и благочестивые обычаи христианина, считали должным помолиться на часовню, на церковь, на крест. Предки толвуян любили строить часовни в деревнях и ставить кресты на дорогах: потомки их поддерживали наследие предков и исправляли приходящие в ветхость часовни и кресты.
Но храм Божий большинство толвуян посещали редко, преимущественно в большие праздники — Пасху и Рождество Христово. В эти праздники храм был полон народа. Существует предание, что во время посещения Толвуйского прихода преподобный Игнатий, выйдя из храма и увидев много лошадей, поставленных на погосте, в серебряных сбруях, сказал окружавшим его крестьянам: «Ах, толвуяне, толвуяне! Сбруи-то на лошадях ваших серебряные, а святые иконы в храмах деревянные, без риз серебряных». Слова Архипастыря имели свою силу. Говорят, что с тех пор толвуяне стали украшать церковные иконы серебряными ризами и приличными киотами.
От редакции. Сегодня Толвуя переживает не лучшие дни. Церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца разорена, и ее кровля нуждается в срочном ремонте. Нет в деревне священника, хотя народ по-прежнему тянется к духовности. Прихожане местной общины и заонежане, живущие в Петрозаводске, приняли решение организовать Попечительский совет, который будет работать на возрождение Толвуи и заонежского края. Сегодня его цель — сбор средств на ремонт церковной кровли и дома священника.