Верность острову @kizhi
История музея-заповедника «Кижи» как открытого для туристов собрания памятников деревянного зодчества насчитывает более сорока лет. За это время успели сформироваться постоянная экспозиция, фонды, многие коллекции. На смену первым работникам музея приходят новые — и часто это выросшие на острове дети.
Целое поколение, чьи родители работали, а многие и до сих пор работают хранителями коллекций и экскурсоводами, реставраторами и плотниками, являются участниками фольклорно-этнографического театра, сегодня продолжает семейную традицию. Эти люди, попавшие на Кижи иногда в младенчестве, оставались на острове, часто на всю жизнь, в свою очередь, привозя сюда своих детей.
К этому поколению «детей острова» можно отнести Анастасию Яскеляйнен, заведующую сектором традиционных ремесел отдела истории и этнографии. Первый раз ее привезли на остров в девять месяцев работающие в музее-заповеднике родители. Мама — Елена Иллиодоровна, искусствовед по образованию, специалист по костюму, проработала в музее 25 лет хранителем нескольких коллекций. Папа — Александр Тойвович Яскеляйнен, архитектор. Еще в детстве Настя начала работать в музее в только создающейся в 1989 году фольклорной группе сотрудников музея «Кижи», ездила с родителями в экспедиции по деревням, по рассказам бабушек изучала старинные игры, ремесла. В музее она изучила многие традиционные ремесла.
С момента создания в 1993 году «Ожившей экспозиции» Анастасия, тогда еще школьница, приезжая на остров на каникулы, демонстрировала технику «золотного» шитья туристам. Стоит отметить, что работа, выполненная девушкой в этой технике, заняла первое место на одной из выставок в Петрозаводске. В то время Светлана Васильевна Воробьева, создатель нового направления работы музея — программы «Ожившая экспозиция» и в настоящее время являющаяся начальником отдела истории и этнографии, которую Анастасия считает своим главным учителем, восстановила технику изготовления бус-жгутов, которая за много столетий была утеряна. Этой технике Светлана Васильевна обучила некоторых мастериц, работающих с бисером, в том числе и Анастасию Яскеляйнен.
Сейчас, заведуя сектором сохранения, изучения и демонстрации ремесел, Анастасия может показать много традиционных женских ремесел. Кроме того, она шьет костюмы для «Ожившей экспозиции» и фольклорной группы, копирует их для себя, консультирует мастеров. Главное в ее деятельности — этнографическая точность.
Кижи стали для Анастасии Яскеляйнен судьбой, и она считает, что ей повезло. И если бы ей предоставили шанс изменить что-то в своей жизни, она бы им вряд ли воспользовалась. Специалист ее уровня не имел бы проблем с поиском работы, но она выбрала Кижи. Целое поколение «музейных детей» сейчас живет и работает на острове Кижи, и своих детей они обучают и традиционным ремеслам, и традиционным танцам и играм. У самого младшего поколения сейчас есть выбор — родители не неволят их, но ребята и сами, с младенчества вращаясь в кругу работников музея-заповедника, не имеют ничего против того, чтобы продолжить династию потомственных сотрудников Кижей.
Каждый год на остров приезжают молодые специалисты, но не многие выдерживают жизнь на острове, отсутствие удобств, работу с многочисленными туристами и тому подобное. «Детям острова» легче работать экскурсоводами, хранителями, ведь с детства перед их глазами находится самый лучший пример для подражания — родители.
Любовь к Кижам передается из поколения в поколение, да и сам остров, кажется, благожелательно настроен к выросшим там детям. Со стороны кажется, что существует некое братство, которое не очень охотно пускает в свои ряды новых членов. Для того чтобы жить, а не существовать на острове, нужно понимать его и любить музей, любить свою работу. Нужно, чтобы Кижи стали не просто какой-то вехой на жизненном пути, а самой жизнью. Так, как это случилось в судьбе Анастасии Яскеляйнен.