Мыслить глобально — действовать локально @kizhi
С 12 по 16 июня на о. Кижи музей-заповедник «Кижи» провел Всероссийский научно-практический семинар «Проблемы образования на объектах Всемирного культурного наследия». Это первый семинар по данной тематике для российских музеев-заповедников, на территории которых находятся памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО. Семинар был приурочен к XVI Республиканскому детскому музейному празднику «Кижи — мастерская детства», проходившему 12–13 июня на о. Кижи по теме «Остров Кижи — планета наследия», посвященному юбилеям памятников Кижского архитектурного ансамбля — 295 лет Преображенской и 245 лет Покровской церквям. В гости к памятникам-юбилярам приехали детские команды — победители Межрегионального конкурса «Визитная карточка объекта Всемирного наследия РФ» из 9 регионов России.
Тема семинара давно привлекала его организаторов современностью, актуальностью, новизной, образовательным ресурсом, неразработанностью как в музейно-педагогических аспектах, так и в общемузейной теории, методике и практике.
Кижский архитектурный ансамбль, являясь основой музейного собрания памятников крестьянской культуры Русского Севера всемирно известного музея-заповедника «Кижи», с 1990 года включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и в 1993 году Указом Президента РФ музей-заповедник «Кижи» внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В чем специфика образовательной работы на объекте Всемирного наследия, как организовать просветительскую работу с учетом высокого культурного, общественного и юридического статуса, какие новые возможности открывает потенциал объекта Всемирного наследия? Эти и другие музейно-педагогические вопросы, методики презентации, интерпретации и актуализации объектов Всемирного культурного наследия и проблемы современного «образования наследием» подрастающего поколения и стали предметом обсуждения на острове Кижи.
Инициатором проведения семинара выступил Детский музейный центр музея-заповедника «Кижи», которым за 15 лет деятельности накоплен богатый опыт по работе с различными памятниками наследия, в том числе по интерпретации и популяризации памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО — Кижского архитектурного ансамбля.
Семинар прошел в рамках проекта «Летний университет на о. Кижи», куратором которого является Светлана Митрукова, ведущий методист блока музейно-образовательной деятельности. Детский музейный центр музея-заповедника «Кижи» представил на семинаре свой опыт по включению памятников музея и Кижского погоста в образовательную деятельность. Особый интерес участников семинара вызвали такие проекты Детского музейного центра, как Летняя музейно-этнографическая школа, Летний университет на о. Кижи, Детский музейный праздник. Кроме того, была представлена в целом региональная система непрерывного образования культурой, выстраиваемая Детским центром многие годы в сотрудничестве и партнерстве с учреждениями образования и культуры города и республики, ведомственными структурами, местным сообществом.
В Российской Федерации находится 15 объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В семинаре приняли участие сотрудники, музейные педагоги музеев-заповедников России и вузов, находящихся на территории восьми объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО: Владимиро-Суздальский музей-заповедник (белокаменные памятники Владимира и Суздаля); музей фресок Дионисия (Ферапонтов монастырь); музей-заповедник «Коломенское» (церковь Вознесения); Детский центр исторического воспитания Музея политической истории Санкт-Петербурга, Школьный центр Государственного Эрмитажа, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет философии человека (исторический центр Санкт-Петербурга); Новгородский государственный объединенный музей-заповедник (исторический центр Великого Новгорода); Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (Кижский архитектурный ансамбль).
- Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансамблей, принятая Генеральной конференцией на девятнадцатой сессии. Найроби, 26 ноября 1976 года.
- Исторические ансамбли являются частью повседневного окружения людей, они обеспечивают живое присутствие прошлого, сформировавшего их, они придают условиям жизни разнообразие, соответствующее разнообразию общества, и что в связи с этим они приобретают дополнительную ценность и значение для людей.
- Изучение исторических ансамблей следовало бы включать в программы обучения на всех ступенях и, в частности, в программы преподавания истории в целях воспитания у молодежи понимания и уважения творений прошлого и показа ей роли этого наследия в современной жизни».
Участникам семинара представилась возможность не только прослушать сообщения о деятельности Детского центра, увидеть использование международных методик и подходов к образованию на объекте ЮНЕСКО, но и самим стать участниками его проектов. Музейные педагоги российских музеев-заповедников приняли участие в XVI Детском музейном празднике «Кижи — мастерская детства» по теме «Остров Кижи — планета наследия», стали участниками игры-путешествия «Всемирное наследие России. Кижский архитектурный ансамбль — объект ЮНЕСКО» (С. Митрукова), посетили интерактивную экскурсию «Путешествие в дом карельского крестьянина» (Н. Архипова). Для более полного показа опыта ДМЦ в помещении Летнего музейно-образовательного комплекса были развернуты методические, выставки детского творчества, литературы по теме семинара, ежедневные экспресс-выставки по теме дня или конкретному направлению деятельности ДМЦ. Материалы вызвали большой интерес, слушатели активно изучали их.
В ходе семинара помимо музейно-образовательных подходов к работе с памятниками Всемирного наследия ведущими специалистами различных отделов музея-заповедника «Кижи» (Н. Попов, А. Любимцев, М. Кистерная, Т. Павлова, Р. Мартьянов, А. Ковальчук, С. Куликов, Ж. Гвоздева) был представлен опыт комплексной многопрофильной деятельности на объекте ЮНЕСКО. Участники ознакомились с ходом реставрации Преображенской церкви, других памятников музея, его международными контактами по сохранению наследия, посетили уникальную реставрационную площадку Плотницкого центра, на встрече с Фольклорно-этнографическим театром обсудили проблемы сохранения и презентации нематериального наследия. Экскурсия по экологической тропе позволила познакомиться и с природным компонентом наследия, проблемами его изучения и сохранения.
Важной составляющей семинара стал живой обмен опытом образовательной деятельности музеев-заповедников — объектов ЮНЕСКО. Участники семинара презентовали свои программы и передали в Информационно-методический кабинет ДМЦ литературу и материалы о деятельности своих музеев, Детских центров.
Интересные инновационные идеи и формы работы представили Детский центр Владимиро-Суздальского музея-заповедника (проект «Окрыленные каменья»), Музей фресок Дионисия (проект «Школа Дионисия»), Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (мультимедийный образовательный проект «Всемирное наследие России»), Государственный Эрмитаж (методика работы детской изостудии).
На семинаре прошло анкетирование участников, которое подтвердило актуальность и важность проблем образования детей, молодежи и местного населения на объектах Всемирного наследия, а также тезис о том, что вопросы специфики работы со Всемирным наследием в российских музеях и образовательных учреждениях, уровень знания и использования международных принципов и методик работы с наследием находятся на начальной стадии осмысления и разработки. Поэтому ведущей сквозной темой семинара стало обсуждение содержания, направлений и особенностей образования на объектах ЮНЕСКО, находящихся в оперативном управлении музеев-заповедников.
Освещению международных подходов к проблемам образования в области Всемирного наследия, выявлению специфики образовательной работы на объектах наследия и обзору литературы по теме семинара было посвящено выступление автора этих строк.
В нем был выявлен ряд наиболее значимых, актуальных направлений образовательной деятельности на объектах Всемирного наследия:
- необходимость использования международного опыта в работе с объектами ЮНЕСКО в России;
- создание стратегии деятельности на объекте ЮНЕСКО (разработка в плане управления объектом всемирного наследия специального раздела по образовательной деятельности), знание и применение международной нормативно-правовой базы ЮНЕСКО в области культуры, образования, наследия;
- усиление международных контактов, расширение практики сотрудничества объектов всемирного наследия на двухсторонней и многосторонней основе, в том числе сотрудничество со специализирующимися в этой области международными учреждениями;
- привлечение местного населения к сохранению объектов всемирного наследия, воспитание чувства сопричастности, расширение работы по информированности подрастающего поколения, местного населения об объектах Всемирного наследия на своих территориях, активное вовлечение в эту работу СМИ, туристских организаций;
- необходимость мониторинга по информированию, привлечению внимания общественности к проблемам сохранения всемирного наследия;
- работа музея на объекте Всемирного наследия как «открытого музея», «музея для всех», на всех уровнях — от локального до международного, в соответствии с его юридическим, культурным, общественным статусом объекта ЮНЕСКО (стратегия ЮНЕСКО: «Мыслить глобально — действовать локально»), развитие объекта всемирного наследия как ресурса развития территории;
- внедрение образовательных подходов к изучению всемирного наследия подрастающим поколением и молодежью, наработанные международными комитетами ЮНЕСКО по различным направлениям (Конвенция об охране всемирного наследия «Наследие и идентичность. Наследие и культуры мира» и пр.);
- развитие музейно-педагогических технологий «средового» образования, методик «погружения», методик «сотворчества», интерактивных, игровых, проектных, информационных и др. современных технологий;
- обеспечение разработки образовательных программ по объектам всемирного наследия для системы образования (школы, вузы, дополнительное образование), работа со всеми видами материального и нематериального наследия при особой роли исторических ансамблей как педагогического феномена в образовании;
- развитие системы непрерывного образования, организация системы постоянного повышения квалификации специалистов с учётом международных стандартов и др.
Подводя итоги работы семинара, его участники в своих анкетах и итогах на Круглом столе отметили хороший уровень организации семинара, дали высокую оценку его содержания, информационной и методической составляющей. Участники семинара подтвердили необходимость развития образовательной деятельности на объектах наследия ЮНЕСКО с учетом ее специфики, высоко оценили опыт ДМЦ, а также предложили сделать семинар регулярным и продолжить его работу по очереди на других объектах Всемирного наследия в России, создать партнерскую сеть музеев-заповедников для постоянного обучения и обмена опытом или ассоциацию музейных педагогических центров, работающих на памятниках ЮНЕСКО и обмениваться группами музейных педагогов, детей, чтобы они имели возможность изучать другие памятники; обобщать и систематизировать музейно-педагогический опыт музеев, имеющих памятники, входящие в Список ЮНЕСКО, выпускать бюллетень по результатам работы семинара.
По итогам разработаны предложения в рекомендации семинара, которые будут направлены в Бюро ЮНЕСКО в Москве. В сентябре будет определено место проведения следующего семинара в 2010 году.
В своем приветствии участникам Всероссийского семинара директор Бюро ЮНЕСКО в Москве г-н Дендев Бадарч отметил семинар «как мероприятие, отражающее приоритетные направления деятельности ЮНЕСКО и вносящее существенный вклад в сохранение, поддержку и популяризацию культурного разнообразия».
Из анкет участников
«Что именно показалось Вам интересным в опыте музея-заповедника „Кижи“?
«Гибкие формы работы, грамотный менеджмент, богатый опыт Летней школы и летнего университета, со-циокультурный подход к организации праздников»;
«Фольклорная группа для занятий, экологическая тропа, Детский форум на сайте музея, „На глазах у всего мира“, организация праздников»;
«Все. Такой комплексный подход я видел впервые»;
«Комплексность (д/сад… вуз), экспериментальная площадка, слаженность всех подразделений музея в решении задач, эффективное партнерское сотрудничество с заинтересованными ведомствами, привлечение участников на конкурсной основе, музей — центр культурно-образовательной жизни региона!»;
«Развитая партнерская сеть; глубокое, многоуровневое „проникновение“ музея в социум, способствующее выявлению творческого потенциала среди населения, наличие четкого адресного подхода к аудитории, интерактивный принцип организации музейной среды, упор на проектную деятельность».
- О. Гагина, Владимиро-Суздальский музей-заповедник
- «Семинар показал, что музейный менеджмент не может существовать без основательной правовой базы, а именно малая информированность, если не сказать неграмотность, сотрудников музеев разного уровня в основополагающих документах ЮНЕСКО, например, затрудняет выбор правильных направлений работы, не позволяет увидеть перспективы, отдаленные цели музейной деятельности. Остров Кижи в очередной раз, в XXI веке, как и тысячелетия назад, своей магической силой — природной и рукотворной — помог остановиться, задуматься и дал силы приняться за работу, поднявшись над суетой и интересами сегодняшнего дня. Это действительно настоящая „планета наследия“, которую мы увезли в своем сердце, и постараемся воплотить подаренные этой „планетой“ и ее обитателями идеи по сохранению и популяризации нашего богатейшего общего культурного наследия в жизнь».