Хрупкая красота керамики @kizhi
Среди многочисленных коллекций, хранящихся в фондах музея-заповедника «Кижи», есть коллекция, которая вносит особенно теплую и нежную нотку во всё собрание музея. Это коллекция керамики, насчитывающая всего чуть более тысячи предметов.
- Началом комплектования коллекции можно считать дату основания музея-заповедника «Кижи» — 1966 год. Большая часть предметов привезена научными сотрудниками музея из экспедиций в Заонежье, Прионежье, Пудожье, Северную Карелию, Поморье, а также из Олонецкого р-на (восточное Приладожье). Огромный вклад в пополнение музейного фонда внесли Гущины Борис Александрович и Виола Анатольевна, Набокова Ольга Афанасьевна, Калашникова Регина Борисовна, Трифонова Людмила Викторовна. Внутри коллекция четко подразделяется на две большие группы — предметы из гончарной керамики и предметы, выполненные из фаянса и фарфора — и представляет, в основном, предметы крестьянского и городского быта ХIХ — первой половины ХХ вв. Основную часть коллекции составляет всевозможная кухонная утварь и столовая посуда. До начала ХХ века гончарство в России было распространено повсеместно. Из века в век сохранялись и передавались традиции гончарного ремесла. Русские керамические промыслы в ХIХ веке существовали во многих селах и деревнях, где были залежи огнеупорных глин, а также близ торговых путей. В коллекции гончарной керамики имеются предметы, изготовленные в Лодейнопольском (Оятское производство) и в Вытегорском (Андомское производство) уездах, в Прионежье. Изделия вепсов Прионежья отличались нарядностью и украшались ангобом (Ангоб — жидкая глина другого цвета обычно светлее, чем само гончарное изделие). В производстве Оятской керамики (Лодейнопольский уезд, современная Ленинградская обл.) сохранялся давний обычай украшать сосуды углубленными фигурными изображениями. Так, на дне форм для киселя можно увидеть изображения рака или рыбы [1]. Но подобные изображения встречаются также на керамике Андомской. Большое количество гончарных центров существовало и на территории Архангельской губернии. Посуда сбывалась по всей Карелии и в Поморье. В коллекции музея имеется блюдо для приготовления киселя или пасхи, украшенное тисненым орнаментом с подписью мастера на основании «Мастеръ А. Д. Аксеновъ въ С. Емљцке» [7]. Село Емецк (ныне город) в устье Северной Двины было одним из крупных центров гончарного промысла в Архангельской губернии. Блюдо привезено из д. Кереть Лоухского р-на Гущиным Борисом Александровичем.
- Большую часть коллекции гончарной керамики составляет разнообразная кухонная утварь, изготовленная из простых гончарных глин, на гончарном круге (ручном или ножном), глазурованная или обварная, иногда черненая, и украшенная чаще всего скромно — волнистые линии, ободки, насечки, реже — розетки и тисненый орнамент. Многочисленные горшки и горшочки для приготовления всевозможных блюд — каш, супов (щей, горохового, грибного и т. д.), картофеля,— горшки-роговатики (горшки с одним носиком — рожком) для сбивания масла из сметаны [2], небольшие горшочки с дужками для переноски продуктов, крохотные горшочки для меда или топленого масла. А также кринки и миски для молока, миски традиционной формы для подачи на стол кушаний, бутыли для растительного масла [4], сковородки (латки) для запекания рыбы с картофелем и приготовления яичницы, маслёнки с длинной рукоятью, формы для пасхи и киселя, украшенные рельефом. Обязательным атрибутом каждого дома была квашня — огромный горшок для теста, символ плодородия. В нашей коллекции обычный размер квашни в высоту около 30 см, диаметр — около 35–45 см. В таком горшке готовили тесто для выпечки ржаного хлеба или булок. Такие свойства, как водонепроницаемость, сравнительно большая стойкость к перемене температуры, давали возможность использовать гончарную посуду в быту для самых разных целей (например, для хранения продуктов, в т. ч. молочных), и даже для приготовления пищи в печи. Большое количество горшков и мисок в каждом крестьянском доме было обусловлено тем, что для приготовления каждого блюда предназначалась своя посуда. Ведь керамическая утварь пористая, пропитывается запахами и даже вкусами приготовляемой в ней пищи. Кроме своей непосредственной практической роли обычный горшок часто наделялся сакральным смыслом: воспринимался как живое антропоморфное существо, использовался в обрядовой жизни. К предметам быта, кроме кухонной посуды, относятся также глиняные рукомойники с одним или двумя рожками, украшенные ангобом, жбаны с крышками для хранения сыпучих продуктов, разнообразные бочонки для дёгтя и т. д. Особенностью нашей коллекции является то, что каждый вид посуды представлен не одним-двумя предметами, а обычно десятью и более.
- В каждом крестьянском и городском доме кухонная глиняная утварь обязательно дополнялась столовой фаянсовой и фарфоровой посудой, а в городском жилище можно было даже полюбоваться заморскими фарфоровыми безделушками тончайшей работы. В нашей коллекции столовая посуда представлена предметами, изготовленными из фарфора и фаянса и украшенными разнообразно, начиная от росписи подглазурными и надглазурными красками, и заканчивая печатью, деколированием, золочением и люстрированием. Фарфоровую чайную посуду — чайные и кофейные пары, кружки и бокалы, молочники, сахарницы, чайницы (сосуды для хранения чая) и заварные чайники — дополняют фаянсовые блюда и тарелки разных видов, маслёнки и селёдочницы, столовые приборы (горчичница, солонка, перечница). Фарфор — самый изысканный вид керамики. Он хорошо поддается тонкой обработке, прекрасно воспринимает роспись и позолоту. Первые попытки развить фарфоровое производство в России относятся к петровской эпохе. В середине ХVIII века создается Императорский фарфоровый завод, когда благодаря многочисленным и систематическим опытам Д. И. Виноградову удалось найти состав фарфора и разработать технологию его производства. А в первой четверти ХIХ века уже насчитывалось значительное количество заводов во многих губерниях страны. Фарфоровые заводы организовывались дворянами, купцами, крестьянами по такому же принципу, как и гончарные заводы — рядом с залежами огнеупорных глин и близ торговых путей, с тем лишь отличием, что для производства фарфора требовалась особенная глина — белая фарфоровая. Именно поэтому первые русские заводы сосредоточились в Московской, Владимирской и Новгородской губерниях и говорить о значительном местном — карельском — производстве фарфора не приходится. Изделия из фарфора и фаянса привозились в Олонецкую губернию из различных областей России. Массовый фарфор, пользующийся спросом у крестьянского и городского населения, выпускался Товариществом М. С. Кузнецова (Гжель, Дулёво, Тверь, Рига) и фабриками И. Е. Кузнецова (Волхов, Грузино). Кузнецовский фарфор был ориентирован на потребности и вкусы крестьян и горожан среднего достатка, благодаря чему во второй половине XIX века расширяется круг потребителей продукции предприятий Кузнецовых. Общая производительность фарфора и фаянса на заводах Товарищества Матвея Сидоровича Кузнецова составляла около двух третей производительности керамических предприятий всей страны. Кроме того, Кузнецов не отставал от моды. О чем свидетельствует и наличие в коллекции керамики посуды, которая унаследовала природные формы, что было очень популярно в ХIХ столетии. Например, золоченая чайная пара, где чашка выполнена в форме пня с ручкой в виде топора [5] или кувшин для напитков в виде попугая [6]. Среди кузнецовской фарфоровой посуды в нашей коллекции особенно примечательны своей росписью («рельефный манер») кружка с блюдцем конца ХIХ века производства фабрики М. С. Кузнецова в с. Дулёво Владимирской губернии [8]. Среди разнообразных видов ручной росписи «манер» выделялся качественностью письма, состоял из реалистически изображенных многоцветных букетных композиций садовых цветов, отличался яркостью и в то же время изяществом. Кроме кузнецовского фарфора в музейной коллекции есть посуда и таких заведений, как фабрики Храпунова-Нового, братьев Барминых [9], Гарднера в Вербилках и Попова в с. Горбуново в Московской губернии, братьев Корниловых в Санкт-Петербурге и т. д., но это, как правило, единичные экземпляры. Получивший мировую известность фарфор Гарднера, также как и фарфор, и фаянс завода братьев Корниловых или фарфор Попова, был дороже изделий других частных заводов, поэтому, несмотря на высокое качество, не имел такого спроса, как более дешевый фарфор предприятий Кузнецовых. В 2008–2009 годах, благодаря Людмиле Викторовне Трифоновой, старшему научному сотруднику отдела истории и этнографии, коллекция керамики пополнилась ценными и редкими произведениями фабрик Попова и Гарднера, бытовавшими в ХIХ веке в городской среде. Среди предметов этой коллекции особенно приметны два огромных фаянсовых блюда середины ХIХ века фабрики Гарднера круглой и овальной форм, украшенные печатным растительным орнаментом, сейчас находящиеся на выставке «Званый вечер». А также золоченая чайная пара первой четверти ХIХ века того же фабриканта [12] и изящные чайные чашки 1840-х гг. с нежной цветочной росписью и золотыми отводками фабрики Попова.
- На территории Карелии бытовали не только изделия российских фарфоровых фабрик и заводов, но и образцы иностранного производства, которые попадали к нам через г. Санкт-Петербург или через страны Скандинавии. Старинные фаянсовые блюда и тарелки с синим печатным рисунком [13], покрытые сеткой мелких трещин, погружают нас в атмосферу добротно обставленного богатого крестьянского дома с радушными хозяевами. А небольшие фарфоровые вещицы, такие как миниатюрная декоративная вазочка конца ХIХ века с цветами ручной работы из Германии [10] или французская ваза Королевской фарфоровой мануфактуры середины ХVIII — начала ХIХ веков с изображением голубков и ангелочков [11], позволяют прочувствовать уютность и легкость городского быта. Небольшая часть фарфоровой коллекции представлена советским фарфором, образцами недорогой массовой продукции 1920-х — 1950-х годов. В первые послереволюционные годы на тарелках и чашках вместо цветов и пейзажей появляются революционные лозунги, агитационные призывы, советские символы и эмблемы. Вызывающая улыбку надпись «Даровому коню въ зубы не смотрятъ» [14] сменяется лозунгом «Общественное питание под огонь рабочей самокритики», а вместо нежных розовых бутонов на бортике обеденной тарелки мы изучаем эмблему Рабоче-Крестьянской Красной армии [3]. Но в целом предметы этой части нашей коллекции можно разделить на две группы. Одна группа характеризуется не очень качественной фарфоровой массой сероватого цвета и скупыми механическими способами декорирования (деколь, печать, трафарет с аэрографом, штамп). Другая группа объединяет изделия, выпускавшиеся по старым, дореволюционным образцам, с сохранившимися традиционными формами, ручной росписью с цветами, завитками и золотыми отводками.
Каждый музейный предмет представляет интерес с этнографической, исторической и художественной точек зрения. Сегодня фонд керамики продолжает пополняться гончарными изделиями и тонким фарфором. В фонды принимаются предметы как XVIII — ХIХ веков, так и первой половины ХХ столетия. Керамика различных эпох отмечена характерными чертами своего времени, а если предмет наделен легендой, то он несет в себе не только дух времени, но и атмосферу семьи, в которой служил или хранился на протяжении многих лет.