Остров притяжения Тамары Рождественской Vkontakte@kizhi

Тамара Рождественская, 1976 г.С мужем и дочерью, 1979 г.В экскурсионном отделе на о. КижиС коллегами, начало 80-х годовТамара Рождественская

Еще одна история, в очередной раз подтверждающая, что у острова Кижи есть особая магия. Он как сказочная Чудо-Юдо Рыба-Кит притягивает к себе людей: кого-то на время, кого-то навсегда…

Для Тамары Иллиодоровны Рождественской, организатора экскурсии на острове Кижи, летний сезон 2009 года стал тридцать седьмым. Цифра, конечно, не круглая, но по-своему магическая и послужила поводом для рассказа о том, какую роль в жизни Тамары Рождественской когда-то сыграл и продолжает играть остров Кижи.

Начнем с того, что родилась Тамара ранней весной на кижской земле, в фельдшерском пункте деревни Середка, а первые месяцы жизни провела в Телятниково – еще одной из деревень исторической Кижской волости.

По линии мамы у Тамары Рождественской – прочные заонежские корни. Дед – Василий Андреевич Сарафанов, коммунист, партизан Великой Отечественной войны, жил с семьей в Великой Губе, затем по работе был переведен в Кургеницы.

Мама Валентина после окончания Карельского государственного педагогического института была распределена на работу учителем русского языка и литературы в школу в д. Дудниково.

Отец Тамары – Иллиодор Рождественский – из семьи потомственных петрозаводчан-интеллигентов с дворянскими корнями. Среди его предков были и священнослужители. В Петрозаводске родители Тамары и познакомились.

Когда открылась навигация, молодая мать с младенцем перебралась в Петрозаводск, где в дружной гостеприимной семье Рождественских затем и росла, воспитывалась, училась Тамара, впитывая все лучшее, что здесь ей могли дать родители, дедушка с бабушкой, сестра.

Каждое лето дети гостили в Кургеницах у бабушки и дедушки Сарафановых. И кижские были и небылицы, рассказанные бабушкой, как-то незаметно входили в их сознание, делая эту землю неотъемлемой частью их жизни пока бессознательно, но с годами не могли не повлиять на уже осознанный выбор.

Теплоход причаливал к ныне уже не существующему причалу у самого Кижского погоста, Дедушка встречал гостей и на своей лодке перевозил в Кургеницы, на Большой Клименецкий остров. Бывало, что штормовая погода не позволяла сразу добраться до дома. Тогда оставались ночевать на острове Кижи.

Об одном из ярких воспоминаний раннего детства Тамара рассказывает так: «Помню, как, проснувшись утром, первое, что я увидела, – это букет ромашек в солнечном квадрате. А церквей почему-то не помню… Хотя дом, в котором мы ночевали, стоял у самого Погоста».

Вероятно, церкви настолько гармонично слились в детском сознании с окружающей природой, что стали просто ее частью, такой же, как небо и вода.

Хорошо расти детям на кижском раздолье, заводить друзей из такой же «сосланной» к бабушке на лето и местной деревенской ребятни. Быстро пролетало лето, девочки возвращались в Петрозаводск, где был еще один свой круг друзей.

Как говорят те, кто знает Тамару с детства и был знаком с ее родителями, бабушками и дедушками, - она на них на всех очень похожа. В школе училась отлично, у нее проявились большие способности к языкам, что и позволило ей стать впоследствии прекрасным переводчиком.

Училась Тома в петрозаводской школе №8, которая отнюдь не специализировалась по языкам, а была обычной городской средней школой.

«После школы мне посчастливилось попасть к очень хорошим преподавателям, - говорит Тамара. - На инязе в Пединституте в то время преподавали люди, для которых английский язык являлся родным. Это были потомки энтузиастов, эмигрировавших из Америки и Канады в Советский Союз в годы Великой депрессии. К несчастью, большинству из них впоследствии пришлось пройти через сталинские лагеря, где многие и закончили свою жизнь, но их дети стали высококлассными специалистами. Очень многие выпускники иняза моего и последующих поколений искренне благодарны им за науку. Кстати учились мы вместе с Надеждой Александровной Медведевой, заместителем директора по организации экскурсионного обслуживания музея-заповедника «Кижи». Со студенческих лет и дружим».

Впервые на работу в музей-заповедник «Кижи» Тамара Рождественская попала в 1973 году.

«Что привело меня в музей? Конечно, в первую очередь, моя сестра - Елена Яскеляйнен. Благодаря ее рассказам, я пошла на курсы экскурсоводов, а когда она стала работать в штате музея, ее рассказы об экспедициях вдохновляли на экскурсии, - рассказывает Тамара. - Особенно когда она стала работать хранителем, они ездили часто с Региной Калашниковой и так рассказывали об экспедициях, о встречах, что я невольно использовала их рассказы в экскурсиях.

В первый год работы экскурсоводом для меня кумирами были Борис Гущин и Вилхо Ниеми. Борис Александрович выпускал меня на экскурсию по дому Яковлева и общение с ним мне очень много дало, да и потом все эти годы Борис Александрович для меня, как и для многих экскурсоводов - один из самых знающих и интересных людей. А Вилхо Ниеми был директором музея и водил экскурсии на финском и английском, я ходила к нему на английские экскурсии и была потрясена ими. А еще он воспитал в нас такое отношение к музею, когда ты понимаешь, что твоя работа важна ничуть не меньше, чем работа всех остальных - от рабочего до директора, и все вместе делают общее дело.

Конечно, очень важно, что рядом были такие сотрудники и экскурсоводы как Елена Нючагина (Бьернинен), Мила Трифонова, Татьяна Никулина, с которыми дружим и сейчас, а еще Елена Арутюнова и Регина Калашникова, которых так не хватает сейчас в моей жизни. Если бы не они, то, возможно, я и не работала бы в музее.

И сейчас самые близкие мои друзья работают в музее – это Лена и Юра Наумовы, с которыми я знакома с детства и юности».

Еще учась в КГПИ, Тамара два сезона отработала на острове экскурсоводом. Потом уехала в Ленинград, занималась там техническими переводами с английского в НИИ, но летом брала очередной отпуск, добавляла к нему еще месяц за свой счет и приезжала на Кижи, работать экскурсоводом, методистом. Организатором экскурсий. И так 37 лет подряд.

На острове Кижи Тамара познакомилась с будущим мужем – Ильей Черноусовым, выпускником Ленинградской консерватории, который с другом, скрипачом Борисом Кипнисом, приехал на остров Кижи поработать летом. Кем только ни работали: и матросами, и рабочими… А Борис сюда приехал тоже не просто так: его сестра Надежда была на острове экскурсоводом. Вот так тесно переплетаются судьбы многих людей на маленьком острове Кижи…

«Я уже давно живу в Питере. Там мой муж и дочь. Как-то так получилось, что я единственный не музыкант в семье… Все окончили консерваторию. Муж преподает в консерватории – он дирижер-хоровик, дочь - пианистка, зять – пианист.

Дочь Маша, можно сказать, как и я, выросла в Кижах. Я впервые привезла ее на остров, когда ей было девять месяцев. Здесь она ходила в детский сад в деревне Ямка, и все друзья у нее здесь – из музейных детей. Дочь с 10 лет – в фольклорной группе, в «Ожившей экспозиции» каждое лето вязала бусы из бисера. И внук теперь часто гостит у нас. С этой землей мы связаны прочно: строим свой дом в Жарниково. Мне здесь хорошо. И племянница моя, Настя Яскеляйнен, тоже работает в музее. Я люблю водить экскурсии. Не устала за столько лет.

Надо сказать, что туристы изменились. До 90-х годов это были, в основном, россияне, иностранцев было мало. Можно было сразу увидеть, где заинтересованный турист, а где «профсоюзный».

А теперь сюда едут те, кто уже повидал мир, теперь хотят посмотреть Россию. Очень жаль, что уровень культуры падает – это заметно, потому что есть, с чем сравнивать. Искренний интерес проявляют редко, хотя есть приятные исключения: и иностранцы, и россияне, задающие вопросы».

В многолетней экскурсионной практике Тамары Рождественской встречались самые разные группы туристов. Были среди них и группы глухонемых, с которыми она работала под сурдоперевод. Эмоции этих особенных людей очень ярко проявляются через глаза. После таких экскурсий впечатления сильные не только у туристов, но и у экскурсовода.

«А был еще вот какой интересный случай, - вспоминает Тамара. – После экскурсии ко мне подошла пара американских туристов. Они стали очень подробно расспрашивать про русскую баню: как она построена, как обустроена внутри, как сложить печь. Оказалось, что они живут в одном из северных штатов, близко к границе с Канадой, а климат и природа там практически такие же, как у нас в Заонежье: озера, леса. Живет семья потомков первых переселенцев в большом бревенчатом доме, построенном их предками в 1780 году. Глава семьи – архитектор, очень бережно относящийся к доставшемуся в наследство дому, очень хотел построить в своей усадьбе настоящую баню. И ему это удалось! Мы впоследствии переписывались, мне прислали фотографию этой русской бани, построенной на американской земле по всем правилам».

Очень хотелось узнать, какие особые приметы есть на острове, на что Тамара ответила: «Единственная примета, проверенная годами, которую я знаю: погода на острове Кижи меняется во вторник, пятницу и воскресенье. Планов на далекое будущее я не строю, но надеюсь, что этот сезон на острове для меня не последний. Мне очень нравится здесь жить и работать в нашем дружном экскурсионном отделе».

Успехов Вам, Тамара, и большого счастья в будущем новом доме!

Борис ГУЩИН
К Тамаре Рождественской, которую я знаю уже не один десяток лет, у меня на всю жизнь сохранилось тепло и симпатия. Она покорила меня своей интеллигентностью, мягким обаянием и постоянно добрым отношением ко всем людям. К тому же она прекрасно владеет английским.
Елена НАУМОВА
Семьей Рождественских я восхищаюсь с детства. Мы вместе росли и дружим до сих пор. В Тамаре гармонично сочетаются самые лучшие человеческие качества. Ее внутреннее благородство было заложено в семье духовных интеллигентов, где царила доброжелательная, интеллектуальная атмосфера. Она очень способный, эрудированный человек.

Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф