Иконостас раскрывает тайны @kizhi
В 2008 г. были завершены подготовительные работы для выполнения реставрации резьбы иконостаса Преображенской церкви. Об этом главный хранитель коллекции темперной живописи музея-заповедника «Кижи» и реставратор икон Галина ФРОЛОВА подробно рассказала в материале под названием «Вернуть красоту», опубликованном в газете «Кижи» (№3 апрель 2009 г.) в специальном выпуске «Наше наследие» №1. Сегодня, продолжая тему, она рассказывает о том, как начались реставрационные работы, с какими трудностями столкнулись реставраторы, и что нового они узнали об иконостасе Преображенской церкви.
В начале 2009 г. был проведен конкурс на первый этап реставрации. По итогам конкурса определился подрядчик — Московское научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ), директор С.В. Филатов. Выполнение столь ответственной реставрационной работы поручено бригаде В.А. Акимовой.
Напомним, что по плану реставрация резного иконостаса состоит из 5 этапов, в соответствии с его пятиярусной формой.
Первый этап — панели иконостаса. Музей в лице фондовой и хозяйственной служб подготовил техническое задание и все необходимое для проживания специалистов и оснащения мастерских. Бригада московских реставраторов прибыла на остров Кижи в конце июня в количестве пяти человек. В работу было выдано 10 панелей, относящиеся к ним съемные детали — консоли и оброны (мелкие осыпавшиеся фрагменты, относящиеся к данному ряду).
Реставраторы работали с утра и до позднего вечера, начиная с последней декады июля по первую декаду сентября, с небольшим перерывом-отпуском.
Реставрация панелей оказалась более трудоемкой, чем предполагалось. И здесь реставраторов ждали интересные открытия.
Основу панелей составляют большие плоскости, крашеные масляной краской, на которых в центре расположен картуш, а с боков крепятся накладные резные детали — консоли. На панелях выполнялась расчистка от загрязнений, укрепление грунта и красочного слоя. Места утрат основы и грунта восполнялись реставрационными вставками.
Добросовестная очистка от загрязнений и укрепление позолоченных и серебряных поверхностей выявила участки замены серебра на краску «серебрянку» при последнем поновлении.
Интересным и важным открытием было обнаружение слоя золочения резьбы под серебром на картушах некоторых панелей, возможно, первоначальное оформление картушей было золотым. Золото в дальнейшем было покрыто серебром, а еще позднее перекрыто серебрянкой. Надписи, имеющиеся на двух картушах, также были переписаны в более позднее время. Реставраторы сделали пробное раскрытие на небольшом участке, которое показало хорошей сохранности текст. Эти открытия важны для истории иконостаса, хотелось бы выполнить раскрытие авторских первоначальных текстов.
Панели - наименее сложный участок, на котором реставраторы приобрели опыт и навыки для выполнения консервации позолоченной поверхности Преображенского иконостаса, имеющего свою специфику.
Временные затраты оказались превышающими планировавшиеся, поэтому завершение первого этапа реставрационных работ будет продолжено в московских мастерских. Съемные детали — консоли будут отреставрированы в г. Москве и затем возвращены на остров.