Первый студенческий пленэр на острове Кижи @kizhi
В рамках мезуйно-образовательного проекта «Летний университет на о. Кижи» с 9 по 15 июля на острове успешно прошла I сессия летнего университета 2005 года.
Проект Летнего университета стартовал в 2003 г., автор и научный руководитель проекта заместитель директора по информационной, образовательной деятельности и связям с общественностью Л. В. Шилова. Проект направлен на активное использование образовательного потенциала историко-культурного и природного наследия, среды острова Кижи в процессе формирования специалиста XXI века как человека гуманитарного и гуманистического, творческого субъекта культуры.
Тема сессии, заявленная по проекту Карельского государственного педагогического университета,— учебная специализированная практика «Пленэр на острове Кижи». Это первый студенческий пленэр на острове. Проект учебной практики был представлен группой студентов 3 курса отделения изобразительного искусства и дизайна факультета технологий и предпринимательства под руководством старшего преподавателя педуниверситета, художника Б. Топурия. Идея пленэра нашла поддержку, и между музеем-заповедником «Кижи» и КГПУ был заключен договор о творческом сотрудничестве на проведение учебной практики в летнем университете музея-заповедника.
Программа сессии была разработана, исходя из методики погружения в культуру и включала три сквозных тематических блока: «Историко-культурное наследие острова Кижи», «Пленэр» и «Психологический мониторинг».
Пребывание на острове, практическое знакомство с памятниками деревянной архитектуры мирового значения и музейными коллекциями в условиях непосредственного воздействия историко-культурной и природной среды острова явилось творческой средой для активной работы студентов. Итоговая трехчасовая выставка под открытым небом «Образы острова Кижи» вызвала живой интерес у жителей, гостей острова и сотрудников музея. На территории Летней музейно-этнографической школы в деревне Ямка их вниманию были представлены живописные работы участников пленэра — десяти начинающих художников и одного педагога — профессионального. В этих работах в художественной форме отразилось восприятие историко-культурного и природного пространства острова. На открытии выставки руководитель пленэра — грузинский художник Бадри Отарович Топурия, с 1994 года связавший свою жизнь с Карелией, подарил музею одну из своих картин, написанных на острове. Творческие результаты пленэра на острове Кижи превзошли его ожидания как педагога — за семь дней пленэра студентами написано около семидесяти работ. Реставратор и хранитель коллекции древнерусской живописи музея Г. И. Фролова отметила три представленные на выставке работы как достойные быть принятыми в фонды музея-заповедника на постоянное хранение. Оценка специалиста обрадовала и вдохновила авторов этих работ — Екатерину Никутьеву и Анну Кочетову.
На открытии выставки поощрительными подарками по итогам мини-конкурса на эскиз логотипа музея-заповедника «Кижи» были отмечены авторы, в работах которых содержались новые оригинальные идее.
Участники пленэра познакомились не только с памятниками культовой и гражданской архитектуры острова, но и с многообразием этнографических предметов с различных территорий Карелии, представленных в экспозициях и хранимых в запасниках музея. Участникам сессии предоставилась возможность побывать в Преображенской церкви, с колокольни им открылась панорама острова, Пудожский сектор предстал берендеевым царством, а путешествие по экологической тропе помогло раскрыть секреты природной уникальности острова. Психологический мониторинг показал, что наибольшее влияние на участников пленэра за время пребывания на острове оказали красота, гармония природы и архитектуры, общение с сотрудниками музея, особая эмоциональная атмосфера и общение друг с другом. Молодых художников очаровал остров как идеальное место для проведения пленэра, который может длиться не два-три часа как в городе, а все двадцать четыре…
Самые яркие впечатления нашли свое отражение и в синквейнах (стихотворных пятистишиях) о «долгих дорогах» острова, пропитанных шунгитовой пылью, «высокой звонкой» колокольне, «прохладной бирюзовой» воде и людях, работающих и живущих на острове:
Люди. Яркие, нестандартные. Одаривают, озаряют, искрятся. Озаряют своей внутренней красотой, богатством окружающую действительность. Индивидуальность.
Студенты не только плодотворно поработали и выросли профессионально, они еще отдохнули и загорели и по-новому посмотрели на себя. Открыли знакомый с детства, всемирно известный, но только СВОЙ ОСТРОВ — Кижи.