Спецвыпуск «Образование культурой» №3. Детский музейный центр — территория инноваций и сотрудничества @kizhi
ДМЦ в музейно-образовательном пространстве России
- 1998 г. В Петрозаводске состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по музейной педагогике «Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции»
- 2006 г. В рамках презентационных мероприятий программы «Музей, открытый миру» в Москве организованы музейно-образовательные семинары «Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе школы» и «Менеджмент в музейно-образовательной сфере. Музей и образовательные учреждения. Система взаимодействия» на базе Прогимназии № 1768
- 2007 г.— проект «Кижи — ENTER!» — финалист конкурса проектных предложений Всероссийского профессионального форума в рамках III Фестиваля детских музейных программ, Санкт-Петербург
- 2007 г. В рамках презентационной программы «Дни музея-заповедника „Кижи“ на Югорской земле» в Ханты-Мансийске организованы музейно-педагогические семинары «Менеджмент в музейно-образовательной сфере. Музей и образовательные учреждения. Система и модели взаимодействия» и «Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе школы» на базе Государственного музея Природы и Человека
Детский музейный центр отмечает свое пятнадцатилетие. Возраст молодой, но за эти годы новая для нашего отечественного музейного дела интеграционная организационно-правовая модель доказала свою востребованность и перспективность. Инициатором и руководителем проекта ДМЦ является Л. В. Шилова, известный специалист в области музейного дела не только Карелии, но и России.
Родившись 15 лет назад ДМЦ, поставил своей целью использовать высокий образовательный потенциал культурного наследия Карелии и музея. Создание этой современной модели объясняется многими факторами, в том числе и богатейшим культурным наследием, сохранением мест компактного проживания карел, вепсов и русских, многочисленных памятников в естественной среде.
При организации ДМЦ большую роль сыграла поддержка этой структуры государственными органами власти и включение этой организационно-правовой модели в стратегию культурной политики Карелии. 15-летний опыт ДМЦ показал, что эта интеграционная модель отвечает современному развитию культуры, экономики, образования, музейного дела не только Карелии, но и всей страны. Основу деятельности ДМЦ составляют интеграция научного и интеллектуального потенциала, материально-технических и финансовых ресурсов учреждений культуры, образования. За годы его существования был разработан организационно-правовой механизм, созданы и показали свою жизнеспособность музейно-образовательные структуры — музейные классы, экспозиционно-выставочные комплексы. Впервые в России в ДМЦ создана система музейно-образовательных пространств в учреждениях культуры, разработана вариативная система учебных музейно-образовательных программ и программ дополнительного образования для учащихся всех возрастов. Музейно-образовательные структуры в школах — это новая гуманистическая модель, суть которой — «образование культурой».
Популярные детские праздники ДМЦ включают воспитание музейной культуры, бережного отношения к материальному наследию прошлого, а также решают вопросы сохранения нематериального культурного наследия, которое является важным слагаемым общего мирового культурного наследия. Именно в Карелии уже в начале 90-х гг. прошлого века ДМЦ включил нематериальное наследие в учебные программы и праздники. Успех цикла праздников, проводимых ДМЦ, привел к распространению этой формы работы в разных регионах республики, на районном и муниципальном уровне.
Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи — замечательная площадка народной педагогики, памятниковедения, введения интерактивных методик, сотворчества детей и взрослых. Опыт ДМЦ по организации Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи оказался настолько актуальным и востребованным в условиях развития современного социума, что получил развитие в ряде российских регионов (Красноярский край, Свердловская область и др.). Привлек он внимание и международной музейной общественности.
Детский музейный центр, весь его творческий коллектив много сделал за прошедшие 15 лет, введя в практику музейной работы не только Карелии, но всей России, ряд ярких современных музейно-педагогических технологий, проектов, программ, убедительно показав, какую весомую роль играет культура и культурное наследие и музеи.
И. М. Коссова, зав. кафедрой музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма МК РФ, профессор, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ
В числе музейных институций России, которые выключают слово детский — детская выставка, детский музей, детский музейный центр — Республиканский детский музейный центр Карелии (с 2008 года — Детский музейный центр) по праву занимает особое место. И не только потому, что он старейший в этом ряду (как ни парадоксально сочетание слов детский и старейший), но и потому, что аналогов ему не существует. Среди многих особенностей и достижений, обозначающих вклад ДМЦ в отечественную музейную педагогику, выделю одну, связанную с его уникальной ролью в развитии идеи школьного музея.
Центр впервые предложил и успешно развивает весьма, на мой взгляд, перспективную модель совместной деятельности государственного музея и образовательных учреждений, в основе которой — создание музейно-образовательных комплексов в детских садах и школах Петрозаводска, по существу, школьных музеев нового типа и, особо добавлю, нового качества. Они создавались и работают в условиях партнерства музейных и школьных педагогов, причем особо значимо то, что центр берет на себя подготовку специалистов, которые проводят занятия по программам музейного образования в течение всего учебного года. Эти музеи стали своеобразными экспериментальными площадками в области дошкольной или школьной музейной педагогики, опыт которых адаптируется применительно к другим городам Карелии. Кроме того, эти школьные музеи, открытые для всех, являются своеобразными очагами культуры в микрорайонах Петрозаводска.
Опыт Детского музейного центра музея — заповедника «Кижи» — свидетельство возможности формирования новой тенденции в развитии музея образовательного учреждения: он становится пространством сотрудничества музейщиков, педагогов и школьного актива. Этот опыт доказывает, что образовательному учреждению требуется не только педагог-энтузиаст, но и музейщик-профессионал, который взял бы на себя основной труд организации жизнедеятельности музея. Этот опыт подтверждает, такое милое сердцу российского человека слово «энтузиазм» должно, наконец, встать рядом со значительно менее романтичным, жестким, но надежным словом «профессионализм». Спасибо РДМЦ за его уроки!
М. Ю. Юхневич, ведущий научный сотрудник Российского института культурологи (Москва)
Республиканскому детскому музейному центру 15 лет. К этому возрасту младенец становится вполне взрослым, пусть ещё и не совсем самостоятельным человеком. А ДМЦ? Каким он видится нам в своём «юношеском» возрасте?
Энциклопедия «Карелия» определяет детский музейный центр как наиболее эффективную модель взаимодействия музея и образовательных учреждений в воспитании подрастающего поколения. Ядром этого партнёрского договорного содружества министерств образования и культуры, органов местного самоуправления ряда городов и районов, школ и учреждений дополнительного образования детей, несомненно, является музей-заповедник «Кижи». Спасибо Л. В. Шиловой, Е. В. Аверьяновой и всем сотрудникам музея за уникальную идею, её творческое воплощение и административную поддержку!
Партнёрские отношения принято характеризовать как взаимовыгодные. В создании и государственной поддержке Детского музейного центра «выгода» системы образования очевидна. Это тысячи детей из разных мест Карелии, побывавших в летнем лагере в Кижах, ставших создателями и участниками ежегодного праздника «Кижи — мастерская детства»; это учителя, обогащающие свой педагогический багаж идеями и технологиями музейной педагогики; это уникальные выставки материального и неосязаемого духовного наследия; проекты для студентов… В законодательстве об образовании содержится понятие «образовательные учреждения регионального значения». К официальным государственным учреждениям этого статуса я всегда причисляю и Детский музейный центр музея «Кижи», хотя это не просто учреждение в общепринятом смысле,— его деятельность давно имеет всероссийский масштаб.
15-летнему капитану из известного романа в его поисках помогала взрослая профессиональная команда. Детскому музейному центру ума, дерзости и силы не занимать! Наша «взрослая» управленческая задача на будущее — не только не стать тормозом в развитии сложившейся модели, но и поддержать всеми имеющимися, пусть и небольшими, ресурсами. Думаю, предстоящий республиканский научно-педагогический форум «Растим патриотов: духовность, знания, традиции», в рамках которого состоится очередной семинар по музейной педагогике отметит непреходящую ценность деятельности Детского музейного центра и определит его дальнейшие перспективы.
Поздравляю с праздничной датой всех, кто причастен к работе МЦ, и желаю новых творческих исканий и побед!
Н. М. Винокурова, главный специалист Министерства образования Республики Карелия
Дорогие коллеги, Детскому музейному центру республики Карелия пятнадцать лет,— возраст подростковый. Но за эти годы Вы сумели сделать почти невозможное — объединили образование и культуру в деле приобщения подрастающего поколения к их историческим корням и живому опыту народных традиций. Замечательно, что средой этого приобщения стали обширные коллекции и природные возможности всемирно известного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
За пятнадцать лет Вы создали уникальную систему специализированных музейных комплексов в образовательных учреждениях Петрозаводска, организовали десятки ярких творческих событий. Для многих отечественных музейщиков деятельность Центра является образцом непревзойденного мастерства в области создания историко-культурной среды объединяющей детей и взрослых атмосферой музейного праздника. Ярким примером тому стали незабываемые проекты «Кижи — мастерская детства» и «Летняя музейно-педагогическая школа на острове Кижи», которые способствовали активному развитию отечественной музейной педагогики.
Позвольте выразить восхищение тем высоким профессионализмом, творческим горением, открытостью и беззаветной любовью к детям, которые на протяжении прошедших пятнадцати лет были примером для российского музейного сообщества.
Поздравляя Вас с юбилеем, сотрудники Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея желают коллективу Детского музейного центра и его партнерам в республике Карелия новых творческих успехов и большого человеческого счастья.
Б. А. Столяров, заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея, Заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии РФ в области культуры и искусства, доктор педагогических наук, профессор